Самого «Умственного рабочего» я читал давненько, но кажется, Махайский там наезжал в основном на марксистов-социалистов и тех анархистов, что к ним примыкали, так что никак не на рыночников. Хотите, опровергните меня цитатой.
Меня вообще весьма интересует, откуда Ян-Вацлав Махайский имел представление об анархизме, когда писал "Умственного рабочего". Он родился в 1867 году, в польском революционном движении с 1887-1889, уехал за границу в январе 1891, арестован при возвращении в Польшу в июне того же года. В 1892-1895 в тюрьме, потом сослан в Якутию. В 1898 закончил первый том своей книги, где лягнул анархистов. В Польше и вообще в России анархистов в это время практически не было (мне известны всего два таких человека, в период конца 1880-х - начала 1890-х). Анархическая литература на русском и польском языках не издавалась. Где он с анархизмом успел познакомиться - понятия не имею. Скорее всего, он его придумал, а потом придуманное покритиковал. Потом, летом 1903, Махайский бежал из ссылки, осел в Женеве, и в конце 1903 организовал здесь своих сторонников в группу, которая в 1904 приняла название "Группа практического анархизма". Вот это уже другие времена - уже есть эмигрантские центры анархистов в Женеве, Лондоне и Париже, регулярно издается литература, - тут Махайский свое отношение к анархистам, как видим, изменил: явно ознакомился с реальными представлениями анархистов.
"Рыночных анархистов" Махайский никак не мог критиковать просто потому, что в его времена таких не было))) Про Такера в России никто и не знал, кроме десятка идеологов, - анархо-коммунистов, конечно.
А "наезжал" Махайский не на тех анархистов, что "примыкали к марксистам-социалистам", а на интеллигенцию, стремившуюся произвести такие социальные изменения, чтобы она, интеллигенция, стала монопольно господствующим классом, управляющим производством и обществом в целом. Т.е. на тех, кто отстаивал общественное неравенство. "Анархо-капиталисты" по определению оказываются в этом лагере.
Раз вы с Азаровым додумываете за Бакунина, - я в этой дискуссии могу додумать за Махайского, верно?
Меня вообще весьма интересует, откуда Ян-Вацлав Махайский имел представление об анархизме, когда писал "Умственного рабочего".
Ага, здесь вы действуете по принципу Азарова в указанной статье. Он тоже писал типа Кропоткина просто не поняли, его коммунизм вполне рыночный.
Цитата:
Сообщение от Дубовик
"Рыночных анархистов" Махайский никак не мог критиковать просто потому, что в его времена таких не было))) Про Такера в России никто и не знал, кроме десятка идеологов, - анархо-коммунистов, конечно.
Все как раз наоборот. Кропоткианцев на тот момент было немного, а все прочие анархисты – по определению рыночные – прудонисты, индивидуалисты и бакунисты.
"Рыночных анархистов" Махайский никак не мог критиковать просто потому, что в его времена таких не было))) Про Такера в России никто и не знал, кроме десятка идеологов, - анархо-коммунистов, конечно.
Все как раз наоборот. Кропоткианцев на тот момент было немного, а все прочие анархисты – по определению рыночные – прудонисты, индивидуалисты и бакунисты.
Мы с вами про какое именно время говорим? Я - про то, когда Махайский писал "Умственный рабочий", это около 1898 года. Прудонистов уже не было вообще. Бакунисты были - старенький М.П.Сажин и старенький Дж. Гильом (кажется, всё).
"Индивидуалисты - по определению рыночные анархисты"?? - Странное замечание. Вы плохо знаете историю анархизма. Это бы ничего, это не обязательно, - но только не в вашем случае, потому что вы все время указываете другим на их незнание. Анархо-индивидуализм А.Андреева, А. Гордина, В. Сержа и М. Нахамкеса - по определению и самоназванию коммунистический, т.е. нерыночный.
Анархо-индивидуализм А.Андреева, А. Гордина, В. Сержа и М. Нахамкеса - по определению и самоназванию коммунистический, т.е. нерыночный.
Вы называете второстепенных персонажей. А в статье указаны первостепенные представители российского анархо-индивидуализма периода, о котором вы говорите - начала 20 в. - Боровой и Черный, и они, да, рыночники. Кстати, не могли бы вы дать мне ссылочку на коммунистический индивидуализм Гордина того периода?