Нет, дело тут не в карьеризме Белаша. Тем более сам бы он на это никогда не пошел. Вопрос в другом. Похоже, что в Гуляй Поле по каким-то причинам был создан отдельшый штаб, возглавлять который до возвращения Гавриленко было временно поручено Белашу. Вот только зачем понадобилось создавать такой штаб мне пока и непонятно до конца.
Вот только зачем понадобилось создавать такой штаб мне пока и непонятно до конца.
Причины, по крайней мере, должно быть две.
1. Уже упомянутая необходимость руководства силами, не вошедших в крымскую группу (термин армия, имхо, использовался для пущего эффекта, но к делу не относится)
2. Запасной, параллельный вариант структуры руководства махновцев, на вполне ожидаемый случай конфликта с Красной Армией. Иначе, одним ударом по штабу в Крыму, как впоследствии и произошло, красные убирали бы всю систему руководства армией.
Эта причина наиболее приемлема и она одной из первых пришла мне в голову... Но, ощущение чего-то нам неизвестного все-же остается.
Возможно, вы хотите увидеть больше того, что на самом деле было? Что ещё могло стоять за этими решениями, кроме практической необходимости момента?
Как сказал старина Фрейд, «Иногда сигара это просто сигара».
Например, тайная подготовка к борьбе с Советской властью после ликвидации Врангеля.
Разве такая уж тайная? 2-й пункт названных мной выше причин, включает и её. Секрета, по-моему, никто особого не делал. Махно, насколько мне известно, готовился к зимней компании ещё летом, до соглашения. Соглашение, само по себе, стратегически ничего не меняло, только позволяло совместными усилиями покончить с Врангелем. Не думаю, что у обоих сторон были какие-то иллюзии о том, что произойдёт потом. Вопрос был когда.
Другое дело, что штаб Белаша, похоже, работу подготовки к этому не выполнил, и махновцам пришлось следовать событиям, а не направлять их.
Но стоит ли считать работу штаба Белаша тайной? Я в этом не уверен .