Цитата:
Сообщение от А. Комбаров
Что касается самого боя у Карповой Балки, то он описан у командарма-2 Филиппа Миронова:
"чтобы сломить упорство врага на перешейках между соленым озером Красное, Сива шем и озером Круглое, была брошена на тачанках Повстанческая армия Махно в обход западнее соленого озера Красное и далее между этими озерами на озеро Круглое в тыл.
Это и была [одна] из составных частиц того самого "еще удар"...Заметив быстро несущиеся сотни тачанок, поднявших огромные облака пыли у южной конечности соленого озера Красное, противник, точно по команде, прекратил бешеную трескотню пулеметов и винтовок.
Както сразу оборвался гул орудий... Противник начал быстрый отход между озерами в направлении на отметку 62. При этом поспеш ном отходе противник утопил в озере восемь орудий. В 12 час. 5 мин. 11/XI комбриг Отдельной т. Бадин, находившийся с бригадой у отмет ки 7,5, получил личное приказание командарма двигаться перемен ным аллюром (5 мин. — рысью, 5 мин. — шагом) до соприкосновения с противником. Бригада двинулась западнее озера Красное. Вслед за бригадой тем же аллюром были брошены 21й и 2й кавдивизии.
2я Конармия и подчиненная ей Повстанческая армия Махно настигли отходившую конницу Барбовича перед вечером 11 ноября и завязали с ней ожесточенный бой, длившийся до наступления темно ты. Результатом боя был захват ст. Воинка и отход противника в юговосточном направлении. На ст. Воинка белые подожгли сотни вагонов с продовольствием и фуражом, сожжена великолепно обору дованная авиационная мастерская на колесах и много другого ценного имущества. Захваченными на станции снарядами артиллерия попол нила свои запасы.
Имея в виду главную цель следующего дня — захват ст. Джанкой в целях облегчения выхода группе, действующей на Чонгарском полуострове, 2я Конная армия получила оперативный приказ — с 4 час. 12 ноября двинуться в преследование в двух направлениях: а) 2я кавдивизия и кавбригада 6й армии — для захвата ст. Джанкойи б) 21я кавдивизия, Отдельная кавбригада и Повстанческая армия Махно — для захвата ст. КурманКемельчи. Кстати, тутто и уместно отметить, что 16я кавдивизия, выдвинутая на сутки раньше на южный берег Сиваша, проведя весь день и всю ночь под 11/XI под открытым небом без фуража и воды, в преследование 11/XI идти немогла и только к вечеру того дня выбралась в район Юшунь, где и пробыла на отдыхе весь день 12/XI." (см.: Филипп Миронов. Тихий Дон в 1917-1921 гг. Документы и материалы "Международный фонд "Демократия"",1997, С. 582)
|
Хочется поставить под сомнения авторство Филипа Миронова этой книжки. Насколько я понимаю книга написана о Миронове на основе документов, ведь сам Миронов был арестован уже через три месяца после Крымских событий и вскоре застрелен в Бутырской тюрьме.
Читал и красных и белых, сведенья порой противоречат друг другу.
По этим документам выходит что 11 ноября в 12 часов межозерное дефиле Соленое-Красное уже никто не обронял и красные свободно могли зайти в тыл и Юшуньским укреплениям и в обход Красного на Карпову балку. Но ведь известно что Юшуньские укрепления пали только к вечеру 11 ноября а Карпову Балку в районе Красное-Круглое-Сиваш и вовсе не удалось прорвать. А по этим документам выходит что защитники Карповой Балки бросили свои позиции и никем не преследуемые пошли плутать между озерами на отметку 62? Только конница Барбовича отходила в сторону Воинки где к вечеру ее настигли Мироновцы...и после разгрома отошли в юговосточном направлении, т.е. на Джанкой...
А вот что нам расказывает поручик 2-ой конной батареи Дроздовской артбригады Сергей Мамонтов, который был защитником Карповой Балки.
"Бои на Перекопе шли все с большим напряжением и в ужасных условиях. Однажды утром, мне кажется, было 12 ноября 1920 года, мы увидали черную линию южнее нас. Она двигалась справа налево, в глубь Крыма. Это была красная кавалерия. Она прорвала фронт левее нас и отрезала нам путь к отступлению. Вся война, все жертвы, страдания и потери стали вдруг бесполезными. Но мы были в таком состоянии усталости и отупения, что приняли почти с облегчением ужасную весть:
-Уходим грузиться на параходы, чтобы покинуть Россию.
Сперва, однако, нужно было пробиться до пароходов. Нужно было пересечь колонны красной кавалерии.
Регулярная кавалерийская дивизия генерала Барбовича построилась в резервную колонну, то есть самым компактным образом. Впереди поредевшие полки, сзади конные батареи. Было четыре батареи: гвардейская, восьмая и две наши. И началась последнее отступление. В этот день значительно потеплело. Могло быть около 11 часов утра.Простым глазом было видно два красных конных корпуса. Между колоннами корпусов был промежуток версты в три. Голова первой колонны исчезала в сторону Юшуни.???(думаю что автор здесь перепутал, все-таки Джанкоя) Хвост второй не был виден. Фактически обе колонны закрывали нам весь южный горизонт.
Наш план был крайне прост и смел. В резервной колонне мы направились на рысях на хвост первой колонны и пересекли дорогу между двумя красными корпусами. Красные не могли себе представить такой дерзости и поняли, кто мы, только когда мы пересекли дорогу и продолжали уходить на юг, под прямым углом к дороге. Тотчас же от второй колонны отделилась масса кавалерии и пошла нам наперерез по диагонали. Думаю что это была бригада(два полка). До них было версты четыре..."