Основой конструкции махновской тачанки была рама из деревянных брусков, скрепленных металлическими углами и накладками с помощью болтов и гаек. По описанию Стеценко, в такой тачанке «впереди было сидение для ездового (кучера) с подставкой для ног ... От кусков грязи, летящих из-под копыт коней, ездового защищала наклоненная под углом стенка. Позади сиденья для ездового были оборудованы пол для ног пассажиров и сиденья для них ... Оси были стальными, коваными; колеса деревянными, со стальными шинами и медными или латунными втулками в ступке. Колеса крепились на оси массивными чугунными гайками, что позволяло быстро их снимать и устанавливать. Колеса были закрыты крыльями, которые защищали пассажиров от грязи, вылетающей из-под колес во время быстрого движения. Оси крепились к полуэллиптическим кованым стальным рессорам из закаленной стали. Один конец рессоры был прикреплен с помощью шарнирного соединения к рессоре кузова коляски, другой - к поперечной полуэллиптической рессоре. Такая подвеска обеспечивала плавность хода и возможность достаточно эффективной стрельбы из пулемета даже во время движения. Передняя ось была поворотной, соединялась с кузовом с помощью шкворня. Поворот осуществлялся лошадьми, усилия которых передавались через дышло ... Экипаж тачанки состоял из трех человек - ездового, пулеметчика и второго номера расчета. Вес качественно изготовленной двуконнои рессорной коляски составляла от 500 до 650 кг. С боевой нагрузкой это - около тонны. При таких условиях двум коням поддерживать высокую скорость движения в течение длительного времени было невозможно. Динамические свойства двуконной упряжки не удовлетворяли и требования по подвижности и вездеходности во время боя. Поэтому в пулеметные тачанки вместе с двумя коренными конями впрягали еще двух пристяжных ... Управление четверкой лошадей, особенно во время быстрого передвижения в бою, требовало от ездового высокого мастерства и хорошего знания лошадей. Тачанка с четверкой лошадей была более надежным, быстрым, маневренным и вездеходным средством передвижения, чем автомобили и бронеавтомобили времен Гражданской войны. Существенным преимуществом пулеметной тачанки как летом, в условиях степной местности с высокой травянистой растительностью и многочисленными полями пшеницы, так и зимой, глубокого снежного покрова, была также возможность вести огонь из любого места. Для пулемета, который устанавливается на грунт, выбор и подготовка удобной огневой позиции при таких условиях требовали много времени »(44).
Официально в штаты кавалерийских соединений Красной Армии тачанки были введены только в феврале 1921 г.
«В отличие от махновского войска, большая часть тачанок 1-й Конной армии в 1919-1920 годах была кустарного производства, - говорит Стеценко. - Кузова изготовлялись из жердей и были обычной платформой, на которой экипаж сидел боком, свесив ноги вниз. Прочность и удобство эксплуатации такой тачанки была намного меньше, чем в тачанки фабричного производства, она нуждалась в частом ремонте ... Эффективность пулеметного огня с такой тачанки была ниже, чем с тачанки фабричного производства. В самодельные тачанки из жердей впрягали пару или тройку, а не четверку лошадей. Причиной этого были значительно меньшие возможности красноармейцев по обеспечению лошадьми сравнению с махновцами, в которых была налажена эффективная система замены лошадей у местного населения. Соответственно, маршевые и маневровые возможности буденовских тачанок были ниже. Буденовцы того времени имели на вооружении и незначительную часть тачанок фабричного изготовления, которые были захвачены у населения юга Украины ... »(44).
__________________
И плевать, что ни ружья да ни знамени!.. Знаю точно - погода изменится!
|