Основой конструкции махновской тачанки была рама из деревянных брусков, скрепленных металлическими углами и накладками с помощью болтов и гаек. По описанию Стеценко, в такой тачанке «впереди было сидение для ездового (кучера) с подставкой для ног ... От кусков грязи, летящих из-под копыт коней, ездового защищала наклоненная под углом стенка. Позади сиденья для ездового были оборудованы пол для ног пассажиров и сиденья для них ... Оси были стальными, коваными; колеса деревянными, со стальными шинами и медными или латунными втулками в ступке. Колеса крепились на оси массивными чугунными гайками, что позволяло быстро их снимать и устанавливать. Колеса были закрыты крыльями, которые защищали пассажиров от грязи, вылетающей из-под колес во время быстрого движения. Оси крепились к полуэллиптическим кованым стальным рессорам из закаленной стали. Один конец рессоры был прикреплен с помощью шарнирного соединения к рессоре кузова коляски, другой - к поперечной полуэллиптической рессоре. Такая подвеска обеспечивала плавность хода и возможность достаточно эффективной стрельбы из пулемета даже во время движения. Передняя ось была поворотной, соединялась с кузовом с помощью шкворня. Поворот осуществлялся лошадьми, усилия которых передавались через дышло ... Экипаж тачанки состоял из трех человек - ездового, пулеметчика и второго номера расчета. Вес качественно изготовленной двуконнои рессорной коляски составляла от 500 до 650 кг. С боевой нагрузкой это - около тонны. При таких условиях двум коням поддерживать высокую скорость движения в течение длительного времени было невозможно. Динамические свойства двуконной упряжки не удовлетворяли и требования по подвижности и вездеходности во время боя. Поэтому в пулеметные тачанки вместе с двумя коренными конями впрягали еще двух пристяжных ... Управление четверкой лошадей, особенно во время быстрого передвижения в бою, требовало от ездового высокого мастерства и хорошего знания лошадей. Тачанка с четверкой лошадей была более надежным, быстрым, маневренным и вездеходным средством передвижения, чем автомобили и бронеавтомобили времен Гражданской войны. Существенным преимуществом пулеметной тачанки как летом, в условиях степной местности с высокой травянистой растительностью и многочисленными полями пшеницы, так и зимой, глубокого снежного покрова, была также возможность вести огонь из любого места. Для пулемета, который устанавливается на грунт, выбор и подготовка удобной огневой позиции при таких условиях требовали много времени »(44).
Официально в штаты кавалерийских соединений Красной Армии тачанки были введены только в феврале 1921 г.
«В отличие от махновского войска, большая часть тачанок 1-й Конной армии в 1919-1920 годах была кустарного производства, - говорит Стеценко. - Кузова изготовлялись из жердей и были обычной платформой, на которой экипаж сидел боком, свесив ноги вниз. Прочность и удобство эксплуатации такой тачанки была намного меньше, чем в тачанки фабричного производства, она нуждалась в частом ремонте ... Эффективность пулеметного огня с такой тачанки была ниже, чем с тачанки фабричного производства. В самодельные тачанки из жердей впрягали пару или тройку, а не четверку лошадей. Причиной этого были значительно меньшие возможности красноармейцев по обеспечению лошадьми сравнению с махновцами, в которых была налажена эффективная система замены лошадей у местного населения. Соответственно, маршевые и маневровые возможности буденовских тачанок были ниже. Буденовцы того времени имели на вооружении и незначительную часть тачанок фабричного изготовления, которые были захвачены у населения юга Украины ... »(44).
__________________
И плевать, что ни ружья да ни знамени!.. Знаю точно - погода изменится!
большая часть тачанок 1-й Конной армии в 1919-1920 годах была кустарного производства, - говорит Стеценко. - Кузова изготовлялись из жердей и были обычной платформой, на которой экипаж сидел боком, свесив ноги вниз.
Это ж надо было такое написать! Вообще я заметил, что как только речь заходит о тачанках, то все сразу приводят цитаты из статьи Стеценко. На мой взгляд, эта статья не представляет никакой ценности, поскольку в ней факты, подменяются какими-то логическими умозаключениями, которые не всегда соответсвуют реалиям. Местами же рассуждения автора выглядят просто глупо, как, например, вот это: "Суттєвою перевагою кулеметної тачанки як улітку, за умов степової місцевості з високою трав'янистою рослинністю і чисельними полями пшениці, так і взимку, за глибокого снігового покриву, була також можливість вести вогонь з будь-якого місця. Для кулемета, який встановлюється на грунт, вибір і підготовка зручної вогневої позиції за таких умов потребували багато часу".
История появления тачанки – история развития оружия и транспорта.
Как только появился пулемёт «Максим» где-то в 1880-каком-то году, Сесиль Родс тут же поставил его на телегу и двинулся в глубь Африки воевать, если не ошибаюсь, с ндебелами.
Уже во время Бурской войны стороны сообразили, что достаточно чувствительный механизм пулемета, чтобы не разбалтываться при тряске, требует рессорной подвески на экипаже. Отсюда рессорные повозки, которые на Украине называют тачанками.
К первой мировой стали использовать рессорные бронирование автомобили, но понятно, что ис доступность во время гражданской войны была ограничена, а тачанок, особенно у немецких колонистов, было валом.
Пулемёт, особенно в то время, в принципе, оборонительное оружие, наиболее эффективное, если поставить на фланги, под углом, удерживая противника в перекрестном огне, что даёт почти 100% поражения по пристрелянным участкам. Объясняет топтания западного фронта в ПМВ и Чудо на Висле в 1920.
Стрельба по прямой, в лоб, гораздо менее эффективна, где-то около 10%.
Так как махновцы предпочитали маневренность, эффективность их пулеметов с тачанок должна была быть невелика. Впрочем, вероятно, их вполне устраивал психологический эффект, когда противник бежал или сдавался.
Короче, использование пулеметных тачанок не изобретение махновцев, а ситуация, в которою их поставила нужда. Подозреваю, они бы предпочли Т-34 или Тигры, но что было, то было, и они это дело использовали, как могли.