Итак, еще раз вкратце, что собственно непонятно...
В дневнике Чубенко читаем: "Потом он (Махно) подал заявление о том, что он желает быть в кружке анархистов-террористов, которого приняли и дали ему задание взять почтово-телеграфную контору. [Это он] великолепно сделал совместно с Липченко , то есть с бывшим урядником, который также был в кружке анархистов".
Я дал сносочку и напаисал, что видимо речь идет об А. Лепетченко, сыне урядника С. Лепетченко, а не о самом уряднике, которого убили при штурме дома Левадного. Юрий К. меня поправил и сказал, что речь идет именно об уряднике С. Г. Лепетченко. Но тогда непонятно, почему урядник С. Г. Лепетченко вместе с Н. И. Махно сначала "берет" почтово-телеграфную контору (причем Чубенко именует его "бывшим урядником"), а потом оказывается в числе штурмующих дом Левадного (в качестве, видимо, уже "действующего" урядника), где засели члены "Союза бедных хлеборобов", в который, получается, он и сам входил.
Вот, собственно, это для меня и непонятно. Именно это я и просил разъяснить уважаемого Юрия К.
Прошу прощения за столь длительную задержку с ответом на поставленный вопрос. Сразу же поясню, что сообщение о С.Г.Лепетченко я написал, основываясь на собственных комментариях к показаниям А.Чубенко, которые были под рукой. Попробую обосновать свое мнение. Дело в том, что ни в одном документе, с которыми мне приходилось работать, ни в воспоминаниях лиц, причастных к деятельности «Союза бедных хлеборобов» (Н.Махно, В.Антони, Н.Зуйченко /в пересказе В.Белаша/ и др.) связь как С.Г.Лепетченко, так и его сына А.С.Лепетченко с анархистами-коммунистами не прослеживается. Именно упоминание в показаниях урядника Лепетченко, дало мне основание полагать, что речь в данном случае идет о С.Г.Лепетченко. При этом следует иметь ввиду малодостоверность сообщаемых А.Чубенко сведений относительно участия Лепетченко в деятельности «Союза бедных хлеборобов».
Согласен с вами о малодостоверности сообщаемых А.Чубенко сведений относительно участия Лепетченко в деятельности «Союза бедных хлеборобов», но все же хотел бы пояснить логику своего вывода (он, понятное дело, может и не быть правильным относительно исторических фактов, но, на мой взгляд, устраняет некоторые логические противоречия):
1. А. С. Лепетченко с 1890 г., т. е. всего на 2 года младше Н. И. Махно, следовательно, вполне мог участвовать с ним в "эксе" в 1906-1907 гг.
2. Более того, в биографическом справочнике к "Неизвестной революции" Волина, составленном Дубовиком, указывается, что А. С. Лепетченко является анархистом-коммунистом с 1907 г., т. е. должен был, по идее, входить в группу гуляйпольских анархистов, и опять же, как следствие, мог участвовать в "эксе" с Н. И. Махно.
3. Встречающиеся искажения фамилий в показаниях А. Чубенко наводят на мысль, что они записывались не им лично, а третьим лицом, например, следователем. Отсюда возможно то, что слово "сын" было пропущено, и изначально имелось в виду "[сыном] бывшего (в смысле - старорежимного) урядника".
4. (Совсем уж гипотетическое и не проверяемое ) Приняв, что речь идет именно о А. С. Лепетченко, можно естественно объяснить "служебное рвение" урядника С. Г. Лепетченко, ворвавшегося в дом Левадного - отцовские чувства: либо отец просто хотел как-то прикрыть, защитить сына, что бы того не убили во время или сразу после штурма дома (при условии, что он (А. С. Лепетченко) там находился, конечно), либо, возможно, нейтрализовать лично свидетелей, на основании показаний которых его сыну (А. С. Лепетченко) светил "недетский" срок либо что похуже (хотя бы за тот же "экс" почтово-телеграфного отделения). Вот и понесло старика под пули...
Вот такие вот мои мысли по этому поводу. Может т. Дубовик, автор замечательной статьи "Деятельность Группы Екатеринославских рабочих анархистов-коммунистов (1905 - 1906 гг.)", мог бы прояснить немного и этот вопрос ?
К сожалению, установить точную дату рождения А.С. Лепетченко на данный момент мне пока не удалось. 1890 г. приведен у В. Белаша, однако в метрической книге Кресто-Воздвиженской церкви С. Гуляйполя за этот год факт рождения А.С. Лепетченко не зафиксирован. Как мне кажется, он родился позже, как и большинство других детей С.Г. Лепетченко (или, возможно, в другом месте; его отец - мещанин г. Орехова). Если последнее подтвердится, тогда его причастность к деятельности анархистов-коммунистов в 1908 г. будет выглядеть более чем сомнительной.
В ближайшее время ожидаю получение новых сведений о деятельности «Союза бедных хлеборобов». Возможно, они прольют свет на интересующий нас вопрос.
Также буду рад, если А. Дубовик дополнит нас критическими замечаниями.
Последний раз редактировалось Юрий К.; 23.10.2007 в 15:23.
А. Комбарову. - Я действительно собираю биографические данные на анархистов 1900-1930-х гг. в России / СССР, и, разумеется, использую эти собранные данные при составлении всевозможных комментариев и т.п., как в случае с книгой Волина (из которой Вы берете справку о Лепетченко). Но при этом, поймите специфику работы: тема истории анархического движения в то время, когда я ей начал заниматься (ок. 1992-1993) была совершенно не разработана. Использовались любые источники, к которым удавалось получить доступ, в т.ч. и "Дороги Нестора Махно" Белашей. По своему опыту знаю, что любой источник: хоть воспоминания, хоть архивные документы, вплоть до следственных дел в самых что ни на есть центрах, могут содержать ошибочные сведения... Заниматься доскональным изучением биографий каких-то лиц я не намерен ни сейчас, ни в будущем: я себе выбрал другое направление, мне более интересное (и, как представляется, не менее важное). А все замечания и уточнения по биосправкам я с радостью (sic!) принимаю. Поэтому и сам с интересом слежу за вашим с Юрием обсуждением.
Единственное что могу добавить по сути: а что по поводу Лепетченко говорится у Новополина? По-поему, Лепетченко в его статье присутствует...
Я попозже еще посмотрю, какие у меня использовались источники помимо Белаша при составлении справки на Л-ко, и напишу.