Цитата:
Сообщение от Коршак
вот отрывок из послесловия книги И.Болгарина и В. Смирнова "Девять жизней Нестора Махно", по которуому писался сценарий фильма:
|
Может быть, это как-то поможет дискуссии.
////////////////////////////////////////////////////////////
Дмитрий Бергер
Братва
или «9 жизней Нестора Махно», которые не смогли потрясти мир.
Наконец-то я решился и посмотрел сериал « 9 жизней Нестора Махно». Ой!
Я не самый лучший кандидат для написания рецензии такого рода, хотя бы потому, что сам пишу сценарий фильма о Махно, и не могу претендовать на роль объективного обозревателя. Честно говоря, я боялся смотреть. Уже четыре года я бьюсь над созданием фильма о революции и гражданской войне, находя, вспоминая, изучая и обдумывая всевозможные источники, мучительно нащупывая подход к личности Махно и его времени, и всё ещё нахожусь в лучшем случае на полпути. И тут такой фильм.
Честно говоря, я надеялся, что этот сериал позволит мне бросить мою осточертевшую работу над моим фильмом и заняться чем-то более приятным, чем копаться в бесконечных описаниях массового взаимоистребления вполне сознательных людей.
Посмотрел. От и до. Ощущение такое – сериал о сумасшедших сделан бестолковыми для невежественных. Более всего поразил не столько сам сериал, сколько отзывы зрителей, которые я не поленился поискать по газетам и форумам. За редким исключением, все всерьез обсуждают этот фильм. Хотя единственное, что заслуживает обсуждения, может быть только, кто и почему выделил деньги на него, и, возможно, также, как бы и мне получить подобную сумму.
Фильм – халтура, в изначальном понимании этого слова, как сознательно плохо сделанная работа. Создание любого фильм очень сложный и дорогостоящий процесс. Поэтому равнодушие создателей к своему произведению просто поражает и даже обижает.
Понятно, что если на съёмки отведено месяц времени и ограниченные средства, то с этим приходить считаться. Для этого и существуют авторы сценария, которые адаптируют фильм к условиям съёмки согласно требованиям продюсеров, стараясь при этом не потерять сути произведения. Например, Мел Гибсон, снимая «Храброе Сердце» (Braveheart) столкнулся с проблемой съёмки битвы у Чёрного Моста. У него не было ни моста под рукой, ни денег его строить. Пришлось ставить сражение в чистом поле. Исторически неверно, но, по крайней мере, совпадает с логикой фильма.
Авторы «9 жизней Нестора Махно» о здравом смысле не беспокоятся. В жизни Махно царит вечнозелёное лето. Понятно, что снимали летом. А вот переписать сценарий, чтобы как-то это обстоятельство обыграть было, видимо, лень. И вот уже бредут махновцы с мешками от Екатеринослава к замерзшему Днепру, так как должен быть январь по хронологии событий, бежать по льду на другой берег. Да не тут-то было! Лето кругом, зелень, авторам от жары ну ничем не хочется заниматься. Приходиться махновцам залезать в немалых размеров реку, ширину которой нам не забывают показать, и тупо идти под воду, на манер заколдованных «Пиратов Карибского моря». Неуважение не только к своей работе, но и к зрителям.
Между тем, работа творца кино или театра требует способности преодолевать именно такие логические препятствия. Когда итальянский оперный певец, исполняя роль Отелло, забыл надеть черные перчатки при загримированном черном лице, он, тем не менее, обыграл это во втором акте, когда поверх черных он надел белые перчатки, которые демонстративно снял. Все, конечно, знали в чём дело, но такова особая логика искусства.
Впрочем, « 9 жизней Нестора Махно» таковым не является, а посему логика ему ни к чему. Поражает, что, несмотря на легкость, с которой авторы расправляются с историей, иногда они, почему-то, не в состоянии изменить места действия. Помимо подводников-повстанцев имеются офицеры переходящие пешкодралом через именно железнодорожный и именно Кичкасский мост, очень интересная стрельба из пулеметов разных систем и многие другие невероятные события, которых можно было бы избежать, переписав сценарий.
Тем не менее, если фильм есть, то он о чём-то. Создать произведение ни о чём требует невероятного таланта, который авторы данного произведения решили в этот раз не проявлять. И некоторое время я не мог понять, в чём суть этого сериала.
То, что он не исторический и даже не климатический говорить не приходиться. Но это как раз не страшно. Кино, как и театр, вещь весьма условная. То, что авторы путают хронологию событий и совершенно не понимают ни одной из идеологий, представленных в фильме, их личное дело. Снял же Эйзенштейн «Александр Невский» и «Броненосец Потёмкин», и ничего, получились шедевры, несмотря на подтасовку фактов. В кино главное, чтобы была история и характеры. Правда это или нет дело десятое, только дурак учит историю по художественным фильмам.
Но вот бегает Джеймс Бонд в придуманном мире карикатурных злодеев и гламурных красавиц, а фальши в этом нет. Придуманный герой в специально для него созданным пространстве. Почему бы и нет?
Нестор Махно тоже живёт в придуманном мире. Помимо вечного лета, там есть Гуляй-Поле, эдакий хутор. Кстати, авторы, похоже, не понимают разницу между селом и хутором. Но это так, к слову. Промышленный город Гуляй-Поле низведён до нескольких домов. Находиться он явно не на юге Украины, хотя бы потому, что вокруг леса. То, что мы видим это картинка, срисованная с иллюстраций к стихам Шевченко. Все эти вышиваночки и кожушки – такая себе лубочная Полтавщина средины 19-го века. Стереотип украинства, как представляется из Москвы и Петербурга.
Впрочем, так же, как и язык. Не заметить его нельзя и многие заметили. Суржик, говорят. Почему бы и нет? Но авторы и актёры и тут не сильно напряглись. Их суржик не реальный, а как его представляют жители столицы России, которые не подозревают, что украинский язык имеет не только отличающиеся слова, но и звуки, и их уникальное произношение. Впрочем, освоить любой нелитературный местный говор сложнее, чем чужой язык. Так что хотя я и передергивался, когда актёры коверкали мой родной таврийский суржик, зла на них держу. Ну, может самую малость.
В общем, ни историей, ни этнографией тут и не пахнет. Между нами говоря, исторические произведения редко соответствуют реальной истории и этнографии. Это не их основная задача. Их задача интересно рассказать о героях. Можно подойти к героям в стиле комедии дель арте, или греческой, или китайской трагедии, используя формальные типажи с целью освободить героев от необходимости соответствовать требованиям реальности и сконцентрироваться на выражении чувств. Можно создать драму-рассказ, как у Скорцезе, где герой является частью реальности. Но, ни Нестор Махно, ни другие персонажи, не в состоянии ни рассказать реальную историю, подобную истории дона Корлеоне, или потрясти надуманной трагедией Короля Лира. Герои, подобно чертику из табакерки, по нажатию кнопки выпрыгивают, кричат или презрительно цедят какие-то слова, машут руками...
Стоп! Перекрутим немного назад. Кричат или презрительно цедят какие-то слова. Так в моё время говорили не столько блатные, сколько приблатнённые. В моё время значит до 1990 года, когда я уехал в Канаду. Я пропустил все последующие события: развал Союза, новых русских и украинцев, и всё, всё, всё. Изменился менталитет, а с ним и манера разговора. И это всё оказалось в сериале о Махно. Может в этом дело? Может быть, это метафора бывшего бандита вышедшего в люди. Спорно, но оправдано. Так нет же. Почти все герои, за редким исключением, не столько говорят, сколько ботают. И не только Махно со товарищи. Да какие там анархисты, большевики или деникинцы. Все они, судя по разговору и манерам – братки, выбившиеся в люди. Махно, Троцкий и сам Деникин, похоже, начинали в одной бригаде, все говорят в одной манере уголовника.
Что в этом плохого? Ничего. Мир и мы меняемся и неизбежно отражаем себя в том, что мы делаем. Вот только проблема в том, что у авторов это получилось случайно. Если бы они додумались до такого подхода, то можно было бы и Шекспиру нос утереть. Как Куросава переводил Шекспира и Чехова в японскую действительность. Но им было пофигу. Они делали что знали, а знали они не так уж много. Возможно, что они делали какой-то другой фильм, но почему-то по сценарию о Махно.
Если советские фильмы подходили к личности Махно явно отрицательно, при этом им не откажешь в художественности. Там он был воплощением зла. Красные комиссары были воплощением добра. Одним словом «Властелин колец» на советский лад. Уберите историческую правду и «Чапаев» окажется шедевром мировой кинематографии. А вот Махно из сериала без связи с историей, которую он пытается представить, смысла вообще не имеет.
И получается, что этот сериал не что иное, как вариант конкурса инсценированной песни 70-х, где советские школьники усиленно передавали содержание патриотических песен путём принятия соответствующих песне поз. Если вы не знаете о чём идёт речь, я вам честно завидую. Поищите по Интернету и почитайте весёлые истории о таких конкурсах, обхохочетесь.
Мне могут заметить, что сериал посмотрело множество народа, и он вызвал эмоциональные споры. Показатель ли это качества произведения - судите сами. Например, будут ли его смотреть повторно, как, скажем, «17 мгновений весны»?
Я же вернусь к моему сценарию, в надежде, что он избежит участи сценария сериала «9 жизней Нестора Махно».
2008 год