Новости
Махновцы
Статьи
Книги и публикации
Фотоальбом
Видео
всё прочее...
Общение
Ссылки
Поиск
Контакты
О нас


Рассылка:


Избранная
или
Стартовая











Петр Рябов
"Сергей Мосияш. Одиссея Батьки Махно"

Тема махновского повстанческого движения в последние годы не может пожаловаться на недостаток внимания со стороны российских историков и писателей…
Другое дело, что уровень этих работ в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Так, в новых монографиях старых "ученых" еще сталинской закалки (речь идет о книгах: В.В.Комина "Нестор Махно: мифы и реальность" М., 1990., В.Н. Волоковинского "Махно и его крах" М.,1991 и С.Н.Семанова "Махно, подлинная история" М.,2001), как и следовало ожидать, старые большевистские мифы сменились новыми - либерально-клерикально-патриотическими. Особенно это заметно на книге Семанова. Десятилетиями обличавший Махно как "кулацкого прихвостня" и "мелкобуржуазного бандита-контрреволюционера", этот историк теперь начать обличать махновцев за: "революционизм", стремление к "несбыточным идеалам", "жажду равенства" и посмел закончить свой последний пустой и отвратительный опус уж совсем фантастической по лицемерию фразой: "Прости, Господи, несчастных рабов Твоих, Галину и Нестора, ибо не ведали, что творили!". Махно и махновцы, конечно, отлично "ведали", что творят, как "ведает" это и Семанов - в прошлом "научный коммунист и научный атеист", а в настоящем - пламенный антиреволюционер и набожный либеральный "гуманист".
Пожалуй, единственным историком, осуществившим в последние годы объективный (хотя и не бесспорный) и полный анализ махновского движения, является Александр Шубин (в прошлом - видный анархист, один из лидеров Конфедерации Анархо-Синдикалистов - см. его книги "Махно и махновское движение" М.,1998 и "Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917-1939" М.,1999).
Не очень-то повезло махновской теме и с писателями-романистами. До сих пор наиболее удачным из художественных произведений последних лет о махновском движении можно было бы считать книгу В. Голованова "Тачанки с юга", в которой, по крайней мере, присутствует хорошее знание фактического материала и симпатия автора к своему герою, - впрочем, сочетающаяся с либеральным ужасом перед "бунтом бессмысленным и беспощадным" и неизбежными всхлипываниями о пролитой повстанцами "слезинке ребенка". На фоне этой книги романы В.Ахинько "Нестор Махно" и В.Телицына "Нестор Махно" смотрятся особенно жалко, опереточно и слабо. Знание фактов и продуманную позицию авторам заменяют бурные эмоции и порой скабрезные сцены, работа на лубок из народной жизни "а-ля рус", а личность Махно становится в них демонической (как было раньше), какой-то былинно-разинской - одновременно и симпатичной, и зверской, и пугающей своей первобытной, но бессмысленной энергией (при этом вся позитивная программа движения, его социальный идеал и смысл, все анархические - не в карикатурном смысле этого слова - идеи и элементы его почти игнорируются). Конечно, такой подход к махновщине и самому Нестору если и можно назвать шагом вперед, то лишь по сравнению с "Хождением по мукам" А. Толстого, "Думой про Опанаса" Э. Багрицкого и фильмами "Красные дьяволята" и "Александр Пархоменко" - в которых махновцы только и делали, что пили, грабили и устраивали еврейские погромы, а сам батька излагал своё видение идеала анархизма (в романе А. Н. Толстого в следующей формуле: "Тогда по лугам будут бродить женщины и кони".
На этом если не совсем удручающем, то по крайней мере, пестром и не слишком радующем глаз фоне появление новой книги о Махно, принадлежащей перу Сергея Мосияша, можно считать несомненной удачей. Это сочинение написано на стыке художественного и научного жанров: сочетает живой язык (в книге множество диалогов) с глубоким знанием людей и событий и попыткой пробиться сквозь любые штампы и стереотипы. Автор не делает из Махно и повстанческой армии иконы или "страшилки", он пытается объективно, но с большой симпатией изобразить их и понять - за что сражались и погибали украинские революционные партизаны. Фактические ошибки в книге довольно незначительны - в целом её можно считать вполне адекватным изображением описываемых событий и по ней можно знакомиться с историей махновщины, очищенной от партийных ярлыков и пошловато-высокомерного морализаторства. Справедливость, однако, требует отметить, что в художественном отношении книга Сергея Мосияша стоит несколько ниже, чем в историческом и "идейном", а социальная драма Великой Революции 1917-1921гг. нарисована объективнее и ярче, чем психологические портреты её участников - несколько упрощенные и одномерные. Однако, повторю, дух махновского движения - его спонтанность и в то же время осознанность, его жизненность и высокий утопизм, не всегда успешное стремление пройти между Сциллой большевизма и Харибдой белогвардейщины, попытка строить новую вольную жизнь - без начальников и господ, основные вехи на пути этого героического движения, - переданы ярко и удачно.

Публикация: журнал "АВТОНОМ" январь 2003, Краснодар