Новости
Махновцы
Статьи
Книги и публикации
Фотоальбом
Видео
всё прочее...
Общение
Ссылки
Поиск
Контакты
О нас


Рассылка:


Избранная
или
Стартовая











"Махновщина и евреи". Игорь Польских.

Прежде всего, следует отметить, что махновщина являлась движением интернациональным. В нем были представлены все национальности: украинцы (большинство), русские, греки, кавказцы, евреи и др. Никакого места в этом движении не имели ни национальные, ни религиозные предрассудки. Из социальных движений того времени махновщина - одно из немногих, где абсолютно не интересовались ни своей, ни чужой национальностью или религией, где главным почитались труд и свобода труженика. Естественно, этому движению был чужд антисемитизм.
С возникновением махновского движения многие евреи - анархисты прибыли в район Гуляй-Поля, чтобы принять участие в реализации идеалов анархизма. Большинство из них в свое время участвовали в революционном движении, отбывали каторгу, кто - то жил в эмиграции в Европе и Америке. В армии махновцев они играли значительную роль. В приведенный ниже список включены некоторые из евреев - анархистов, соратников батьки Махно.
Коган. Помощник председателя высшего органа движения - Районного Гуляй-Польского Военно - Революционного Совета. Рабочий, затем земледелец. Схвачен в уманьском лазарете и убит деникинцами.
Л. Зиньковский (Задов). Начальник армейской контрразведки, впоследствии комендант особого кавалерийского полка. Рабочий. До революции отбыл 10 - летнюю каторгу. Один из активнейших деятелей махновского движения. Ничего общего не имеет с образом Левы Задова, который создала официальная пропаганда, пытаясь скомпрометировать движение и его деятелей.
Елена Келлер. Секретарь культ - просветотдела армии. Участница профессионального движения в США. Работница. Одна из организаторов анархистской конфедерации "Набат".
Иосиф Эмигрант (Гетман). Член культпросветотдела армии. Рабочий. Активный участник анархистского движения на Украине. Один из организаторов и член секретариата конфедерации "Набат".
Я. Алый (Суховольский). Член культпросветотдела армии. Рабочий. Отбывал каторгу по политическому делу. Один из организаторов и член секретариата конфедерации "Набат".
Следует учесть, что работники культпросвета армии были своего рода политическими комиссарами, отвечавшими за воспитательную работу среди повстанцев. Некоторые активные участники движения сумели эмигрировать, но большая часть их погибла во время гражданской войны и в период чисток (в частности, Л. Задов).
В армии махновцев были и еврейские подразделения. Наиболее известна батарея артиллериста Шнейдера, имевшая еврейскую же полуроту прикрытия. Защищая Гуляй-Поле, батарея в июне 1919 года до конца, до последнего сражалась с деникинцами.
Сам Махно понимал, что значительная часть крестьянского населения заражена антисемитизмом, и вел с этим беспощадную борьбу, применяя методы, свойственные периоду гражданской войны. В феврале 1919 года он предложил всем еврейским колониям создавать отряды самообороны, выделил им нужное для этого оружие и боеприпасы. Одновременно он потребовал от своего культпросветотдела и всех командиров усилить разъяснительную работу среди местного населения.
С участниками еврейских погромов Махно расправлялся быстро и решительно. У атамана Григорьева он потребовал ответа за чудовищный погром, учиненный его бандами в мае 1919 года в Елизаветграде, и ряд других антисемитских действий. "Такие негодяи, как Григорьев, позорят всех повстанцев Украины, и им не должно быть места в рядах честных тружеников - революционеров", - заявил Махно. Григорьев и его штаб были расстреляны, причем в расстреле атамана принимал участие сам батька.
Еврейское население Гуляй-Поля, Александровска, Бердянска, Мариуполя, все земледельческие еврейские колонии, расположенные в зоне действий махновских войск, надежно ими защищались и пострадали в годы гражданской войны меньше, чем в других районах Украины.
Сохранились распространявшиеся махновцами книги, брошюры, воззвания, листовки, посвященные борьбе с антисемитизмом. В подписанном лично Махно в том же мае 1919 года обращении к "Рабочим, крестьянам и повстанцам" говорилось: "Ваш революционный долг - пресечь в корне всякую национальную травлю и беспощадно расправляться со всеми виновниками еврейских погромов..."
Евреи Гуляй-Поля отвечали ему взаимностью. В 1918 году, добираясь из Москвы на Украину, Махно чуть не погиб, попав в руки к немцам с чемоданом анархистской литературы. Гуляй-польский еврей заплатил огромную сумму денег для освобождения батьки, который впоследствии изыскал возможность отблагодарить своего спасителя.
Приведенные примеры показывают, что руководитель повстанческого движения на Украине в годы гражданской войны Махно был отнюдь не таким, каким его рисовали большевики, сделавшие все возможное, чтобы скомпрометировать этого человека, жизнь которого удивительно напоминала жизнь героев самых интересных приключенческих романов.

Лондон