Взгляды анархистов на проблемы экономического переустройства общества
после Октябрьской революции. О.А. Игнатьева.
Игнатьева Ольга Анатольевна - ассистент кафедры отечественной истории XX
века Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской.
Идея анархии, безгосударственности, как показывает история, всегда была
тем привлекательнее, чем серьезнее кризис власти и развал экономики. Не
случайно, перестроечное межвременье вновь вызвало к жизни деятельность разнообразных
анархистских групп и течений. В июне 1990 г. состоялся даже их общесоюзный
съезд, на котором была создана АДА - Ассоциация Движений Анархистов. Следует,
конечно, отметить, что анархизм как направление теоретической мысли и как
политическая сила не имеет уже того авторитета, и влияния в современном
обществе, какие он имел в 1917-1920 гг., когда после Февральской революции
пышно расцвели многие партии и общественно-политические течения.
В советской историографии достаточно широко освещалась история анархистского
движения в 1917 и последовавших за ним годах, однако, экономические программы
анархистов рассматривались лишь эпизодически. Более того, принятый у нас
подход к данному явлению не избавлен от определенного стереотипа, когда
взгляды идейных анархистов и действия анархо-бандитов объединяются, и за
анархизмом в принципе не признается право на серьезную программу переустройства
современного и модель будущего общества. Полагая большинство теоретических
установок анархистов утопическими, нельзя в то же время сбрасывать со счетов
их видимую привлекательность и искреннее стремление к скорейшему утверждению
социальной справедливости. Эти характерные черты делают анархизм популярным
и сегодня.
Необходимо отметить, что основой для всех экономико-теоретических разработок
являлись идеи "апостолов анархии" - М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина,
а точнее, созданное ими учение об анархистском идеале. Для М.А. Бакунина
весьма характерно сочетание революционной романтики в определении отдаленных
перспектив общественного развития и в полном смысле слова синдикалистской
программы тактической борьбы пролетариата. В книге П.А. Берлина, изданной
в 1917 г. и популярно излагающей идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, А.Ч.
Махаева, бакунинские взгляды на революционный процесс и будущее устройство
мира изображаются следующим образом: "От мощных революционных ударов
мир должен распасться на отдельные общины, федерации, живущие своей жизнью
на коммунистических началах". Наиболее готовыми к революционному взрыву,
по мнению М.А. Бакунина, являются люмпен-пролетарии [1]. Однако, ближайшая
задача Интернационала - это сокращение рабочего дня и увеличение заработной
платы, а средства деятельности - образование профессиональных союзов и пропаганда
идей экономического освобождения рабочего класса. Ю. Стеклов, известный
в 20-с годы исследователь политики мелкобуржуазных партий и групп, в трехтомном
труде о жизни и деятельности М. А. Бакунина писал: "Нельзя не признать,
что в этих словах содержится в зародыше вся программа так называемого "революционного
синдикализма", существенными чертами которого являются: чисто экономическая
агитация, профессиональная организация пролетариата вне и в стороне от государства
и всех политических партий, невмешательство рабочего класса в политическую
борьбу и в политические конфликты буржуазного общества, замена политической
централизации централизацией экономической, а политического мира - федерацией
профессиональных союзов" [2].
П.А. Кропоткин занимался экономическими вопросами еще более конкретно, но
учитывая при этом опыт российской революции и первой мировой войны. В работе
"Анархия", созданной еще в 1912 г. и неоднократно потом переиздававшейся,
он писал: "Уже теперь мы должны стремиться к непосредственной передаче
всего, что служит для производства - угольных копей, рудников, заводов,
фабрик, путей сообщения и, в особенности, всего необходимого для жизни производителей
- из рук личного капитала в руки производителей" [3]. П.А. Кропоткин,
например, в целом положительно оценивал национализацию ряда отраслей промышленности
в Англии в годы первой мировой войны, но в то же время подчеркивал, что
"контроль государства далеко не гот прямой контроль общества",
к которому стремятся анархисты [4]. В июле 1917 г. после Февральской революции
Кропоткин с воодушевлением отмечал, "что образованные народы уже вступили
в новую, неизбежную полосу развития - полосу общественного народного хозяйства,
т.е. социализации* (Курс. мой. - О.И.) [5]. Отношение же П.А. Кропоткина
к захвату власти большевиками было довольно сложным, но в основе своей неодобрительным:
"...пусть другие превозносят промышленную казарму и монастырь авторитарного
коммунизма, - писал он в работе "Анархия и ее место в социальной эволюции",
- мы заявляем, что тенденция общества движется в направлении противоположном...
Свободу индивиду!" [б]. Являясь убежденным сторонником социализации
народного хозяйства, П.А. Кропоткин критиковал осуществленную большевиками
национализацию, считая последнюю мерой государственно-капиталистической,
способной даже привести к межгосударственным столкновениям из-за национализированных
источников сырья и т.п. Об этом говорится и в одном из последних опубликованных
анархистами интервью своего старейшего вождя под знаменательным названием
"Кооперация как практический путь к анархизму" [7].
После победы Февральской революции анархисты довольно много внимания стали
уделять пропаганде своих экономических планов - идей "революционного
синдикализма" и социализации. В Москве издательством "Союз труда"
выпускалась анархистская "Библиотека рабочего". Первая публикация
в этой серии была посвящена рабочим союзам. Автор брошюры Н.К. Лебедев писал
в полном соответствии с анархо-синдикалистским идеалом:
"При будущем социалистическом строе, когда все земли, фабрики, заводы,
рудники, пути сообщения и все орудия производства сделаются общественной
собственностью, рабочие организации заменят современные государственные
учреждения" [8]. Развивая эти идеи, другой автор "Библиотеки рабочего"
Н.И. Проферансов также пропагандировал новый мир рабочих учреждений, новый
общественный строй, который правильнее всего назвать экономическим федерализмом
[9].
Было бы неверно утверждать, что анархисты не связывали определенных надежд
на осуществление своих планов с победой большевиков. На первых порах после
Октябрьского переворота в Петрограде большинство анархистских групп придерживалось
провозглашенной одним из лидеров анархо-коммунистов тактики, выраженной
лозунгом "Идти врозь, бить вместе", т.е. тактики, ориентированной
на решение деструктивных задач. В советской исторической литературе упоминаются
многочисленные факты практического участия анархистов различных направлений
в социалистической революции. Однако, надежды анархистов на ее развитие
быстро исчезли. В апреле 1918 г. Александр Ге, один из руководителей Всероссийской
федерации анархистов-коммунистов, председатель Всемирной лиги анархистов,
член ВЦИК IV созыва, писал: "..."Власть советов" на местах,
т.е. исполнительские и организаторские функции местных самоуправлений была
заменена "властью народных комиссаров", а уничтожение частновладельческого
производства - "контролем" над хозяйским производством".
Советская власть, по его мнению, за полгода своего существования "превратилась
в государственную власть, стоящую на точке зрения охранения частновладельческого
производства, и начала всеми силами тормозить народную самодеятельность".
Поэтому А.Ю. Ге, обращаясь к большевикам, заявлял; "...с того момента,
как вы вместо разрушителей стали охранителями, пути наши расходятся!"
[10]. Отметим, что подобные высказывания анархистского лидера приходятся
на тот период, который мы связываем с первой попыткой Советского правительства
приостановить "красногвардейскую атаку на капитал" и приступить
к всестороннему "учету и контролю".
Ультрареволюционный лозунг анархистов-коммунистов "К коммуне!"
означал, что в экономике они выступают за "экспроприацию всех орудий
и средств производства благ и их распределения и организацию нового коммунистического
производства и распределения" [11]. 15 февраля 1918 г. "Буревестник",
орган Петроградской федерации анархистских групп, помещая отчет о собрании
анархистов-пекарей, писал: "В коммуне мы видим спасение. Только коммунистическое
потребление, коммунистическое производство спасет нас от ужасов голода и
нищеты" [12]. Приветствуя революцию вообще, критикуя позиции меньшевиков
и эсеров, анархисты-коммунисты в то же время обвиняли большевиков в том,
что те после завоевания политической власти отказались от своих собственных
планов и пошли на соглашение с буржуазией.
Критиковали хозяйственную деятельность большевиков и анархисты-синдикалисты
- представители второго, причем наиболее влиятельного в 1917 г. направления
анархизма. Констатируя факт овладения большевистской партией политическим
положением, они говорили о том, что "в отношении экономического переустройства
страны" лидеры Советского государства выявили свое полное бессилие
[13]. Анархо-синдикалисты прекрасно понимали значение экономических преобразований.
Например, 21 января 1918 г. на митинге Союза анархо-синдикалистской пропаганды
в петроградском цирке "Модерн" неоднократно звучала мысль, что
"только тот, кто сможет наладить экономическую жизнь страны, будет
ее хозяином" [14]. Тезис об экономической несостоятельности советского
правительства, выдвинутый анархо-синдикалистами, поддерживали и анархо-коммунисты.
Московский орган последних - газета "Свободная коммуна" писала
о большевиках: "У них не оказалось ни одного талантливого организатора,
ни одного умелого дельного руководителя в области экономических взаимоотношений"
[15]. В первом номере общеанархического журнала "Революционное творчество"
(1918 г.) известный анархист Ф.М. Неусыпное отмечал, что у Советской власти
появился определенный интерес к экономическим проблемам, но он идет по ложному
пути - централизации, "политического насилия" и лишения трудящихся
инициативы и самостоятельности [16]. В. Волин, один из основателей Союза
анархо-синдикалистской пропаганды, считал, что неудачами в области экономики
большевики обязаны своей приверженности марксизму, догматической теории,
которая отказывает рабочим в способности самостоятельно творить социализм
[17].
Анархисты вообще не признавали необходимость диктатуры пролетариата, считая
ее особенно вредной для экономических отношений. Еще в сентябре 1918 г.
анархо-синдикалистский "Вольный голос труда", предупреждал, что:
"...в формах этой диктатуры начинает выкристаллизовываться и крепнуть
централистская власть, объединяющая государственный аппарат с собственностью
и даже с антисоциалистической моралью" [18]. Наконец, газета "Анархия"
- орган Московской федерации анархистских групп, - самая пробольшевистская,
если так можно выразиться, газета этого направления объясняла причины экономической
разрухи попытками большевиков починить тришкин кафтан буржуазного строя
и призывала к установлению "явочного права всех на все", апеллируя
к рабочим: "Мы всем завладели, но почти ничем не пользуемся" [19].
Общая критика экономической политики РСДРП (б) дополнялась борьбой против
конкретных хозяйственных акций - рабочего контроля, национализации промышленности
и организации централизованного управления ею.
Что касается рабочего контроля, то анархисты были противниками тех его форм,
которых придерживались большевики согласно Декрету от 14 ноября 1917 г.
В исторической литературе отмечается, что одна часть анархистов критиковала
"рабочий контроль" за его половинчатость, другая же принципиально
его отрицала [20]. Это на наш взгляд, не совсем верно. Переходный, половинчатый
характер рабочего контроля подчеркивали сами большевики: В.И. Ленин, А.И.
Рыков, Ю. Ларин и другие видные политические и государственные деятели первых
лет Советской власти. Исторические условия фактически свели на нет экономическое
значение этого лозунга, который в большинстве случаев способствовал только
ускоренной национализации предприятия, а то и его захвату. В то же время
нельзя не признать, что идея рабочего контроля сыграла важную роль в развитии
профессиональных и производственных организаций, в вовлечении пролетариата
в борьбу за новую организацию производства. Анархисты же политического и
воспитательного аспекта этого лозунга не усматривали, и в этом были едины.
Различие позиций по этому вопросу состояло в том лишь, что одни из них считали
возможным "общественный контроль" на уже социализированных предприятиях
(об этом писал и П.А. Кропоткин в "Письмах о текущих событиях"),
а другие- допускали контроль на первом деструктивном этапе революции, но
без права вмешательства в процесс производства, т.е. рабочий контроль переносился
в область распределения, например, на общественных предприятиях это мог
быть надзор за осуществлением прямого продуктообмена с деревней [21].
Анархо-синдикалисты выступили с критикой Декрета о рабочем контроле на V
конференции фабрично-заводских комитетов Петрограда в ноябре 1917 г. заявив,
что "закон о контроле затормозил путь движения вперед" [22]. "Голос
труда" в это время, например, писал: "...Раз мы определенно видим,
что о соглашении с буржуазией не может быть и речи, что на рабочий контроль
буржуазия ни за что не пойдет, - стало быть надо понять и сказать себе также
определенно: не контроль над производством хозяйских заводов, а прямой переход
фабрик, заводов, рудников, копей, всех орудий производства и всех путей
сообщения и передвижения в руки трудящихся" [23]. Осуществлявшийся
большевиками контроль анархисты называли "рабоче-государственным контролем",
считая его "мерой запоздалой" и ненужной, поскольку "для
того, чтобы контролировать, нужно иметь, что контролировать". В целях
предотвращения разрухи, анархисты предлагали сначала социализировать предприятия,
а затем уже вводить "общественно-трудовой контроль" [24]. Однако,
фабзавкомы Петрограда с момента своего зарождения находившиеся под влиянием
большевиков, вопреки анархистам поддержали Декрет о рабочем контроле.
Надо признать, что анархо-синдикалистские идеи о немедленном обобществлении
средств производства, минуя стадию рабочего контроля, получили поддержку
среди части пролетариата. Наиболее известным является факт социализации
Черемховских копей в Сибири. Анархо-синдикалистские резолюции были приняты
съездом пищевиков и пекарей в Москве в 1918 г. [25]. В конце ноября 1917
г. в Петрограде идеи раздела предприятия нашли поддержку у значительной
части рабочих завода "Красное знамя" [26]. Решения о передаче
управления в руки рабочих союза были приняты на ряде железных дорог: Московско-Виндавско-Рыбинской,
Пермской и др. Это позволило "Голосу труда" не без основания заявить
в январе 1918 г., что анархо-синдикалистский метод находит поддержку у трудящихся
[27]. 20 января 1918 г. в первом номере газеты петроградских анархо-коммунистов
"Рабочее знамя" были приведены новые факты: в руки рабочих перешел
пивоваренный завод "Бавария", завод парусиновых изделий Кебке,
лесопильный завод [28].
Идеи немедленного захвата предприятий и передачи их в руки тех, кто там
работает, получили распространение не только среди части пролетариата, но
проникли и в высшие советские и хозяйственные органы.
Ю. Ларин, один из первых руководителей советской экономики, вспоминал о
том, что в первые месяцы после Октября были сильны тенденции типа "Волга
- волгарям", "Урал - уральцам", с учетом чего и были приняты
некоторые постановления Совнаркома и комиссариата промышленности и торговли,
возглавляемого А. Г. Шляпниковым, будущим лидером рабочей оппозиции. Ю.
Ларин отмечал, что последствия этих декретов было ликвидировать чрезвычайно
трудно, они пользовались большой популярностью [29]. В.И. Ленин в то же
время считал, "что величайшим искажением основных начал Советской власти
и полным отказом от социализма является всякое, прямое или косвенное, узаконение
собственности рабочих отдельной фабрики или отдельной профессии на их особое
производство, или их права ослаблять или тормозить распоряжения общегосударственной
власти" [30].
Для критики рабочего контроля анархо-синдикалисты активно использовали трибуны
Всероссийских съездов профсоюзов. Уже на I Всероссийском съезде профсоюзов
анархо-синдикалисты убеждали в необходимости социализации рабочих ("Как
только вы беретесь за контроль, вам нужно производство брать в свои руки"
[31]). И были во многом правы, имея в виду саботаж капиталистов в отношении
рабочего контроля. На II съезде профсоюзов, анархисты вместе с левыми эсерами
и максималистами призывали все производство, распределение и управление
передать профессиональным союзам и кооперативным объединениям трудящихся
[32].
Любопытно, что в вопросах руководства профдвижением анархо-синдикалисты,
резко критиковавшие меньшевиков по другим вопросам и даже называвшие последних
"социальными плакальщиками", были с ними солидарны, поддерживая
идею независимости рабочего движения. Еще на I съезде профсоюзов они требовали
создания новой России "без бога, без царя и без хозяина в профессиональном
союзе" [31]. Под хозяином, естественно, подразумевалась диктатура пролетариата.
Против рабочего контроля активно выступали анархисты, являвшиеся членами
ВЦИК. А.Ю. Ге высказывался на заседании этого органа о необходимости взять
фабрики в свои руки, о том, что такого шага ждут рабочие Петрограда. Тогда
же он обвинял существующую власть в слишком мягком отношении к служащим-саботажникам
[33]. Его поддерживал А. Карелин, также член ВЦИК: "Эти представители
капиталистического строя не будут работать для уничтожения своего класса"
[34]. Кстати, на отношения со служащими (и с интеллигенцией вообще) у анархистов
не было единого взгляда. Большинство стояло на позициях, выраженных лозунгом
- "Рабочее дело должно находиться в рабочих руках". Но была и
другая точка зрения: "Промышленность нуждается в интеллигентных опытных
силах, налаживание хозяйственной жизни тоже требует интеллигентных специалистов,
наконец, вся общественная жизнь требует особо вдумчивого отношения со стороны
именно интеллигенции". Так писала московская газета "Анархия",
призывая служащих к прекращению саботажа [35].
Надо признать, что главным тезисом и большевистской, и эсеровской, и анархистской
экономических программ в 1917 г. был тезис о необходимости обобществления
средств производства. Но хотя лозунг у всех был одинаковый - "Фабрики
- рабочим", - содержание в него вкладывалось различное. Для большевиков
обобществление производства означало его национализацию, а для эсеров и
анархистов обоих толков - социализацию, но в их определении этой меры также
были различия.
Наиболее полно и последовательно смысл анархистской социализации изложен
в анонимной публикации журнала "Вольный труд" в ноябре 1918 г.
Прежде всего, в статье формулируется различие понятий "социализация"
и "национализация". Социализация здесь названа "системой
обобществления средств производства и социально-экономическим идеалом"
социализма, национализация - "системой огосударствления тех же средств
производства". Затем анонимный автор переходит к изложению и критике
экономического содержания национализации: "...Вместо многих отдельных
существующих хозяев-капиталистов будет существовать только один справедливый
хозяин, собственник всех капиталов, средств производства" (имеется
в виду государство диктатуры пролетариата). "Контроль над действиями
хозяина-государства попадет в руки самого контролируемого" и потеряет
всякий смысл, - так оценивается идея рабочего контроля на национализированных
предприятиях. Главный вывод этой статьи - собственность как социальное "зло"
при национализации не исчезает, она лишь меняет свою оболочку [36].
Этот тезис всесторонне развивается в книге одного из лидеров анархистов-коммунистов,
уже упоминавшегося А. Карелина "Государство и анархия", изданной
в 1918 г. Он писал:
"Рабочие ныне национализированных предприятий остались теми же наемными
рабочими, что и раньше. Они ведут дело производства, но над ними стоят такие
же властные хозяева, как и в капиталистических предприятиях. Не все ли одно
- акционерное общество или государство будет эксплуатировать рабочих. Разница
только в том, что с государством как монополистом борьба труднее".
А Карелин утверждал, что частичная национализация, осуществленная большевиками
- не шаг к социализму, а шаг к государственному капитализму [37]. Газета
"Свободная коммуна" пошла еще дальше, заявив, что акты вынужденной
национализации "часто практиковались в аристократическо-деспотических
монархиях", Подобная резкая критика большевистской национализации относится
к периоду конце 1917 - первой половины 1918 г., когда Совнарком руководствовался
задачами организации контроля и учета, когда "национализация"
была, по сути, прямым захватом предприятий рабочими в ответ на саботаж капиталистов,
когда декреты о национализации отдельных предприятий или отраслей шли вслед
за их самодеятельным обобществлением. (Иногда даже правительство принимало
постановления, осуждающие подобные акты). После того, как 28 июня большевики
принимают решение о практически полной национализации промышленности, тактика
анархистов по отношению к экономическим действиям Советской власти изменилась
(особенно ярко это проявилось в тактике анархистов-коммунистов). Начавшаяся
гражданская война и политика большевиков, получившая впоследствии название
"военного коммунизма", привели к определенному сближению анархо-коммунистов
и большевиков.
Проходивший в декабре 1918 г. I Всероссийский съезд анархистов-коммунистов
признал, с определенными оговорками, что "национализированы чуть ли
не все промышленные крупные заведения", и что это дало возможность
пролетариату "принимать теперь участие в организации производства",
не являясь при этом "полным его организатором". И хотя съезд повторил
вновь, что "попытки организовать производство тех или иных продуктов
на социалистических началах свелись, в сущности, к организации учреждений
государственного капитализма с присущей ему властностью, бюрократизмом",
надежды на приемлемый для анархистов исход дела присутствуют и здесь: при
условии государства большевистского типа, - считали они, - госкапитализм
может быть реорганизован на началах вольного рабочего социализма [38]. Съезд
не достиг полного единства в этом вопросе, но подавляющее большинство его
участников высказалось за поддержку Советов.
С оптимизмом оценивала перспективы развития революции вообще я экономических
преобразований в частности редакция журнала "Жизнь и творчество русской
молодежи", ставшего позднее официальным органом Всероссийской Федерации
Анархистской Молодежи (ВФАМ). В ноябре 1918 г. статьей с символичным названием
"Что делать?" были подведены некоторые итоги первого года революции:
"На сгнивших теориях, формулах и схемах государственности вырастает
новое и здоровое, мощное и великое, вырастает то, о чем только мечтали наши
предки, вырастает - коммунизм" [39]. Программа ВФАМ, созданная в январе
и принятая I конференцией этой организации в мае 1919 г., является своего
рода итогом развития анархо-синдикалистской мысли в вопросах экономического
строительства. В Программе явно сквозит мысль о том, что развитие революции
должно идти независимо от действий Советского правительства, т.е. по сути,
говорится об альтернативе военному коммунизму. "Секретариат ВФАМ находит,
что задача настоящего момента заключается в том, чтобы, во-первых, сплотить
на беспартийной экономической почве (фабрично-заводских, железнодорожных
и т.п. комитетов, кооперативов и др.) все трудовые элементы, участвующие
в производстве, в одну экономическую организацию - Всероссийскую конференцию
труда, объединяющую как городских, так и сельских рабочих... и трудовую
интеллигенцию; во-вторых, добиться перехода из рук чиновников а распоряжение
этой Всероссийской конфедерации труда всех социализированных предприятий
и отраслей промышленности, подготовив, таким образом, переход в руки конфедерации
руководства всем производством страны..." [40]. В условиях гражданской
войны эта программа была утопией, но она имела много привлекательных сторон
для трудящихся. Не случайно, возникшая в РКП (б) в 1921 г. так называемая
"рабочая оппозиция" во многом имела схожую программу.
Теперь мы подошли к третьей важной экономической проблеме того времени -
как должно быть организовано управление производством? Предложение ВФАМ
об организации управления производством через всеобщую конфедерацию труда
не возникло случайно. Один из идеологов анархо-синдикализма в России В.
Волин видел возможную при социализме организацию производства как совокупность
принадлежащих группам рабочих предприятий, которые сами "налаживают
сношения с окружающими деревнями в целях обмена" Он, как и анархисты-коммунисты,
отрицал необходимость существования единого заведывающего, регулирующего,
предписывающего и распоряжающегося центра. Хозяйственная жизнь страны, по
мнению В. Волина, будет находиться "в состоянии гармонического равновесия
и прогрессировать естественно и совершенно свободно", только если будет
осуществляться "самостоятельная деятельность и свободные сношения"
между свободными союзами, артелями, федерациями производителей и потребителей
[41].
Не устраивали анархо-синдикалистов в качестве управляющих органов и существовавшие
тогда профсоюзы, на которые активно опирались большевики и которые до начала
гражданской войны играли заметную роль в организации производства. И только
военный коммунизм с его жесткой централизацией и единоначалием привел их
в подчиненное, зависимое от власти состояние. I Всероссийская конференция
анархистов-синдикалистов, проходившая в сентябре 1918 г., в резолюции "О
профессиональных союзах, фабрично-заводских комитетах и биржах труда"
резко критиковала существующие профсоюзы за их активное вмешательство в
политическую борьбу. В противовес им конференция делала ставку на фабрично-заводские
комитеты: это, говорили анархисты, - "наше будущее, молодая, свежая,
полная расцвета и сил организация". Регулировать отношения объединенных
по отраслям комитетов призваны были биржи труда - "трудовые справочные
бюро" будущего общества, причем работать в них могли бы только выборные
представители рабочих комитетов [42].
Наиболее четко анархо-синдикалистский план управления производством изложил
А. А. Солонович на страницах газеты "Анархия". Он представлял
народное хозяйство подчиненным двум центрам: создаваемой сугубо на договорных
началах Центральной конфедерации труда и Бирже труда, в задачу которой входило
бы регулирование распределения [43]. План А.А. Солоновича и сегодня привлекает
своей демократичностью и стремлением к скорейшему достижению социальной
справедливости. Но то, что анархисты не считали необходимым сохранение товарно-денежных
отношений и были сторонниками уравнительного распределения, делало его нереальным.
Взгляды большинства анархистов-коммунистов на организацию управления производством
были еще более утопичными. Если анархо-синдикалисты все же видели необходимость
определенного регулирования производства, то анархо-коммунисты считали,
что "вести производство и передавать кому надо приготовленные изделия"
будут "сходы рабочих вольных мастерских". Изложение этих планов
содержится в работе А. Карелина "Фабрики - рабочим" [44].
Надо сказать, что идейные анархисты в то же время не являлись сторонниками
стихийного захвата предприятий и раздела их. Подобного рода настроения были
скорее распространены среди деклассированных безработицей и первой мировой
войной рабочих и крестьян, т.е. среди анархо-бандитов. Представитель Союза
анархо-синдикалистов Жук в своем выступлении на конференции фабзавкомов
Петрограда и его окрестностей 24 января 1918 г. уточнял, что "анархо-синдикализм
в отличие от анархизма вообще... призывает к организованному всеобщему перенятию
производства в руки рабочих" [45]. Максимов на страницах "Голоса
труда" разъяснял это положение: "фабрики, заводы и пр. не являются
"собственностью" рабочих, занятых в данном производстве или работающих
на данной фабрике, - нет: все принадлежит всем трудящимся, и каждый имеет
одинаковое количество прав на ту или иную фабрику, на тот или иной завод,
на тот или иной рудник" [46]. Он подчеркивал, что фабрика или завод
- это часть целого общественного производства, что необходимы регулирующие
органы по отраслям - союзы заводов в масштабе от района до "всего мира".
Принципом объединения предприятий должен быть закон хозяйственной необходимости.
Эти, во многом справедливые, теоретические рассуждения не подтверждались
на практике деятельностью рядовых анархо-синдикалистов. Например, через
две недели после публикации этой статьи "Голос труда" сообщил
о захвате моряками Черноморского торгового флота всех судов и капиталов
[47]. Трудящиеся, поддерживающие анархо-синдикалистов, воспринимали из их
программы, как правило, только требования немедленного захвата предприятий.
Необходимо сказать, что теоретически к организованной экспроприации средств
производства стремились и анархо-коммунисты. Так, выступавший в марте 1918
г. на общем собрании анархистских групп Петрограда, Блейхман говорил: "Лозунгом
дня мы поставили экспроприацию... Но переход мыслим только организованный.
Всякий употребивший народное состояние в личную пользу будет сметен с лица
земли" [48]. В петроградском "Буревестнике" некий анонимный
анархист-коммунист весной 1918 г. разъяснял принципы организация производства:
"Все производство анархистского общежития - это производство на заказ,
строго соответствующее нуждам и потребностям жителей анархических коммун"
[49].
Известно, что большевики в управлении промышленностью пытались руководствоваться
сначала принципом "демократического централизма", затем, после
начала гражданской войны, перешли к жесткому централизованному управлению
и нормированному тем же центром распределению. Последние процессы особенно
усилились к концу гражданской войны. В сочетании с разрухой они вызывали
недовольство трудящихся. В начале 1920 г. анархо-кооперативный листок "Почин"
писал, что для возрождения экономической жизни России нужна "децентрализованная
промышленность, объединенная на добровольных кооперативных началах"
[50]. Отметим, что позднее, весной 1921 г. эти или во многом схожие мероприятия
войдут в арсенал новой экономической политики.
История российского анархизма вообще и история развития его экономических
взглядов в частности, на наш взгляд, весьма интересна именно сегодня. Злободневно
звучит, например, анархистская критика хозяйственной деятельности Советской
власти, особенно в смысле формирования государственной монополии на средства
производства. Привлекает и стремление анархистов к скорейшему достижению
социального и экономического равенства. Красив и романтичен анархистский
коммунистический идеал общества свободных тружеников.
И все же анархизм как идейное течение и способ экономического развития общества
- это утопия, несвязанная зачастую ни с историческими условиями, ни с уровнем
развития экономики. Анархо-синдикализм недооценивает значение политической
борьбы, а анархо-коммунизм не видит необходимости в развитии переходных
форм хозяйства на пути к коммунистическому идеалу. Анархизм вообще отрицает
борьбу за политическую власть и саму власть, поэтому-то он никогда и не
победит в этой борьбе. В то же время анархия на производстве и в общественной
жизни может весьма быстро наступить вследствии углубления экономического
и политического кризиса в нашей стране. И если с анархией безусловно необходимо
бороться всеми силами, то анархизм следует изучать шире и глубже, по-видимому
он еще не сказал последнего слова.
Литература:
1. Берлин П.А. Апостолы анархии. П., 1917. С. 18.
2. Стеклов Ю. М.А. Бакунин. Его жизнь и деятельность. М. - Л., 1927. Т.
3. С. 234.
3. Кропоткин П. Анархия. Пг., 1919. С. 58-59.
4. Кропоткин П. Письма о текущих событиях. М., 1917. С. 103.
5. Там же. С. 116.
6. Кропоткин П. Анархия и се место в социальной эволюции. М., 1917. С. 21-22.
7. Почин. Анархо-кооперативный листок. 1920. N 4. С.
8. Лебедев Н.К. Рабочие союзы. М., 1917. С. 25.
9. Проферансов Н.И. Стачка, рабочий союз и социализм. М., 1917. С. 27.
10. Свободная коммуна. 1918. 7 апреля
11. Буревестник. 1918. 25 янв.
12. Там же. 1918. I5 февр.
13. Голос труда. 1917. 11 нояб.
14. Там же. 1918. 23 янв.
15. Свободная коммуна. 1918. 9 aпp.
16. Революционное творчество. 1918. N 1-2. С. 111.
17. Буревестник. 1918. 25 янв.
18. Вольный голос груда. 1918. 16 сент.
19. Анархия. 1918. 5 марта;14 марта;19 марта.
20. Худайкулов М. Из истории борьбы большевистской партии с анархизмом.
Ташкент. 1984. С. 120.
21. Голос труда. 1917. 25 нояб.
22. Великий Октябрь и проблемы построения социализма в СССР. Л.. 1987. С.
184.
23. Голос труда. 1917. 25 нояб.
24. Там же, 1918. 24 янв.
25. Горев Б. И. Анархизм в России. От Бакунина до Махно. М., 1930. С. 114.
26. Питерские рабочие в борьбе с контрреволюцией. М" 1986. С. 173.
27. Голос труда. 1918. 25 янв.
28. Рабочее знамя, 1918. 30 янв.; Голос труда. 1918. 17 янв.
29. Ларин Ю. У колыбели // Народное хозяйство. 1918. N 11. С. 22.
30. Ленин В. И. Поли. собр. Соч. Т. 36. С. 481.
31. Протоколы I Всероссийского съезда профсоюзов. М., 1918. С. 102.
32.И Всероссийский съезд профсоюзов. М., 1919. С. 93.
33. Протоколы ВЦИК IV созыва. М.; 1918. С. 225.
34. Там же. С. 223.
35. Вольный голос труда. 1918. 9 сент.; Анархия 1918 5 марта.
36. Вольный труд. 1918. N 1. С. 8-9.
37. Карелин А. Государство и анархисты. М.. 1918. С. 76, 80.
38. Протоколы I Всероссийского съезда анархистов-коммунистов. Б/м. 1919.
С. 1-17.
39. Жизнь и творчество русской молодежи, 1918. N 10. С.
40. Ю. Вольный труд. 1919. N 5-6. С. 4.
41. Голос труда. 1918. 2 дек.
42. Вольный голос труда. 1918. 9 сент.
43. Анархия. 1918. 1 марта.
44. Карелин А. Фабрики - народу. М.. 1919, С.-16.
45. Голос труда. 1917. 23 дек.
46. Там же. 1918. 11 янв.
47. Там же. 1918. 25 янв.
48. Буревестник. 1918. 2 марта.
49. Там же. 1918. 11 апр.
50. Почин. Анархо-кооперативный листок. 1920. N 2. С 1.
|