Новости
Махновцы
Статьи
Книги и публикации
Фотоальбом
Видео
всё прочее...
Общение
Ссылки
Поиск
Контакты
О нас


Рассылка:


Избранная
или
Стартовая











Расширение анархистских кругов в Европе и Америке в среде еврейских эмигрантов из Российской империи

Парадоксально, но российский анархизм возник не на территории царской империи, а оформился за рубежом в первой половине 80-х годов XIX века в среде эмиграции, в первую очередь - еврейской16. Первые анархистские группы в Польше и на Украине начинают агитацию и пропаганду в начале нынешнего века, в то время как на Западе анархисты к тому времени активно действовали не менее 20 лет - и именно в эмигрантской среде. Массовый выезд еврейских бедняцких масс за границу был обусловлен волной погромов, прокатившихся по России после убийства народовольцами Александра II - и прибывавшие в США, Лондон, Париж люди, относившиеся в основном к неимущим слоям, довольно охотно шли навстречу анархистской пропаганде. Бедствующие, растерянные, не имеющие постоянного жилья, не знавшие других языков, кроме идиш и русского, евреи-эмигранты были вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом, вдобавок плохо оплачиваемым. Они шли на фабрики, заводы, в ремесленные мастерские, где среди коренных работников анархисты уже давно вели свою агитацию.

Анархистское движение добилось большого успеха среди прибывавших в Западную Европу (в первую очередь, в Англию) и США еврейских эмигрантов. Выходцы из "черты оседлости" находились в очень тяжелых экономических условиях, по 12-16 часов в сутки работали в "потогонных" мастерских; соответственно они относились к окружающей среде, включая иногда даже местные еврейские зажиточные общины, как к классово-враждебной системе, которую необходимо разрушить.

Ни в Англии, ни в США не существовали влиятельные марксистские партии, а тред-юнионизм был совершенно чужд еврейским иммигрантам. В 1885 году в Лондоне, где существовали уже крупные компактные еврейские общины бедноты, был организован "Международный клуб по просвещению трудящихся". Он состоял только из евреев. Сначала членами клуба были также и социал-демократы, но под влиянием П.А.Кропоткина, к тому времени бежавшего из Сибири и обосновавшегося в Лондоне, клуб превратился в центр анархистского движения. Члены клуба издавали ежемесячник на идиш "Дер арбетер фрайнд". Он был основан в 1885 г. знаменитым в свое время радикальным социалистом Морисом Винчевским совместно с Ф.Кранцом, А.Каганом, и др. Наряду с приверженцами анархизма в редакции были представители "социально-революционной партии" - эмигранты-неонародники. С течением времени орган стал приобретать все более явную анархистскую окраску. В конце концов Винчевский с единомышленниками вышли из состава редакции, оставив поле боя за анархистами. Чисто анархистским "Дер арбетер фрайнд" становится лишь 1891 году. (Винчевский подробно рассказывает об этом расколе в книге своих мемуаров на идиш - "Гезамлте верк", часть 10, Нью-Йорк, 1927 г., стр. 188-217).

Этот орган выходил с перерывами на протяжении более 30 лет. Его главным редактором был немец Рудольф Рокер (1873-1958), который специально изучил идиш и проявил большую активность среди еврейских рабочих. Журнал способствовал распространению идей анархизма среди молодых еврейских рабочих и ремесленников; он придерживался принципа "пропаганды практических действий" и противился всякой официальной политической деятельности17.

Таким образом, в 80-90 годах прошлого века анархизм пользовался значительным успехом среди еврейских рабочих Англии, и некоторое время его приверженцы составляли большинство в еврейском рабочем движении. Активная антирелигиозная и антинационалистическая пропаганда анархизма того времени оттолкнула от движения многих рабочих, связанных с еврейской национальной традицией; к концу столетия, после обострения идеологической несовместимости разных направлений в анархистских группах, начался долгий период споров и взаимных обвинений. Многие хотели бы сотрудничать с нарождающимся сионизмом, многие остро сопротивляются этим тенденциям18. Значительная часть еврейских анархистов, проживавших в Англии, противилась индивидуальным террористическим актам, весьма популярным в таких странах, как Франция, Италия и Испания. Интеллигенты, руководившие еврейскими анархистскими группами в Англии, эмигрировали в США. Журнал "Дер арбетер фрайнд" продолжал выходить в Лондоне, но большинство его читателей жило в Нью-Йорке. В центрах еврейской иммиграции в США велась мощная идеологическая борьба между анархистами и социал-демократами. Конфронтация двух движений велась еще с 80-х гг., но усилилась к концу XIX - началу XX вв19.

Анархисты создали кружки под названием "Пионеры свободы", ("Ди пионерен дер фрайхайт") основали несколько газет, большинство из которых прекратило вскоре свое существование, за исключением еженедельника "Фрайе арбетер штиме", который выходил с 1890 года до декабря 1977 года (в последний год своего существования выходил раз в месяц). В первые годы своей деятельности еврейские анархисты США, ранее жившие в Англии, куда в свое время они добирались из России, были сторонниками "пропаганды практических действий". Они находились под сильным влиянием вождей американского анархизма - немца Иоганна Моста, знаменитейшего теоретика террористической тактики, - и евреев - Эммы Голдман и Александра Беркмана. Голдман прославилась не только блестящими ораторскими способностями, но и тем, что в годы гражданской войны в России лично посетила ставку Махно (о чем он вспоминает в своих мемуарах; и она была не единственной среди американских евреев-анархистов, побывавших там).

Впрочем, большинство еврейских анархистов Америки не поддерживало идею личного террора. Против "пропаганды практических действий" выступал с острой критикой редактор еврейского анархистского журнала "Фрайе гезелшафт" Шауль Яновский, выходец из России (как и абсолютное большинство читателей его журнала). Вместо террора Яновский требовал усиления пропагандистской работы путем печатной пропаганды и повышения образовательного уровня рабочих.

Еще перед началом Первой мировой войны русско-еврейское движение анархистов США приходит в упадок. Оно ограничивается деятельностью в области культуры и просвещения. Выпускались книги на идиш в области философии и естествознания. Особенно отличилось издательство имени Кропоткина; его издания до сих пор пользуются популярностью в соответствующих кругах США, Англии, Франции, Аргентины.

В начале века инициатива анархистской деятельности постепенно перемещается обратно в Европу - точнее, в ее восточную часть, а именно в Россию (в первую очередь - в Польшу). Еврейские эмигранты из империи, прожив 15-20 лет в Европе, все пристальнее присматриваются к революционному потенциалу своих собратьев, оставшихся по ту сторону границы. В первые годы нового столетия появилась первая ласточка российского неэмигрантского анархизма: газета "Жерминаль" на идиш печаталась в Швейцарии и тайно переправлялась в Россию, где среди еврейской молодежи в Польше и Литве нашла своих настоящих пропагандистов.


16. Мы не исследуем здесь бакунистские кружки, действовавшие в России уже в 70-х годах XIX века, ибо эти группы имеют отношение не собственно к анархизму, а скорее, к революционно-бунтарскому направлению народничества.

17. "Как и большинство еврейских социалистов XIX века, редакторы "Дер арбейтер фрайнд" относились отрицательно к еврейским национальным стремлениям и призывали к крайнему космополитизму" - Краткая Еврейская Энциклопедия, т.1, Иерусалим, 1976, стр. 124-125.

18. Отношение к еврейским национальным проблемам стало меняться у значительной части анархистов по ходу усиления национально-освободительной борьбы евреев против британских колониалистов в Палестине. Ослабевает сопротивление сионизму даже у его бывших противников, а вместе с этим усиливается интерес к его проблемам. В 1960-х гг. лидер французского неоанархистского движения Даниэль Кон-Бендит посетил Израиль и, как еврей, получив автоматически израильское гражданство, довольно долгое время жил и работал в кибуце.

19. Единственное представление об анархизме периода последней четверти XIX веке в США (из всего, что печаталось в СССР на русском языке) можно получить из блестящего эссе Хосе Марти "Трагические события в Чикаго", посвященного казни пятерых анархистов 11 ноября 1887 года и расстрелу рабочей забастовки, организованной чикагскими профсоюзами; а также из документального романа Эл. Доктороу "Рэгтайм", главы из которого, переведенные В.Аксеновым, были впервые опубликованы в журнале "Иностранная литература" №№ 9-10, 1978 г. (сюжет связан с деятельностью знаменитой американской анархистки-еврейки Эммы Голдман и ее друга Александра Беркмана, совершившею покушение на одного из представителей капитала в Питтсбурге, Фрика, своими указами обрекавшего семьи рабочих на медленную смерть). Отзвуки тех лет заметны и при чтении биографии Джека Лондона, дружившего со многими американскими анархистами, - см. Ирвинг Сгоун. "Моряк в седле", М., ЖЗЛ, 1960.