Новости
Махновцы
Статьи
Книги и публикации
Фотоальбом
Видео
всё прочее...
Общение
Ссылки
Поиск
Контакты
О нас


Рассылка:


Избранная
или
Стартовая










 

Нестор Иванович Махно

Мятежная Юность (1888 - 1917)

читать/скачать книгу (Размер: 7,5 Mb; Формат: pdf)

Предисловие

Годы обучения украинского бунтаря

Если бы житель бывшего СССР, уснувший волею судьбы несколько десятилетий тому назад, вдруг проснулся в сегодняшней Москве, ему пришлось бы долго тереть глаза, чтобы поверить в реальность происходящего: канонизация царя Николая II и его семьи, потуги возрождения Святой Руси - которую ранее так поносили - с возведением на президентский престол Владимира Путина, одного из руководителей КГБ, а не Коммунистической партии, совершенно неизвестного в недалеком прошлом. И все - с благословения православного патриарха всея Руси, под крыльями двуглавого имперского орла, осененное крестом бесконечное количество раз. И все - в стране, где утвердился дикий и преступный капиталистический строй, до этого предаваемый анафеме марксизмом-ленинизмом и установленный благодаря советам экспертов Международного валютного фонда, которых до этого считали самыми компетентными стервятниками в данной области. Чтобы избавиться от подобного кошмара, проснувшемуся человеку не оставалось бы ничего другого, как вновь погрузиться в глубокий сон в надежде на более приятное пробуждение.

Этот невероятный крах системы, которая претендовала на мировое господство, сопровождается пламенным российским патриотизмом, выставляемым напоказ по любому поводу. В области истории мы являемся свидетелями показательного пересмотра оценки гражданской войны и крайнего превозношения белых генералов: беспрерывно издаются и переиздаются их мемуары и посвященные им исследования, прах и архивы генерала Деникина официально перевезены на родину и т.д. Этих бывших «врагов народа» теперь восхваляют как «истинных патриотов» до такой степени, что можно бы задаться вопросом, увы, пока безответным: почему же провалились их начинания, украшенные столькими добродетелями?

Такой путь развития не является чем-то новым в многовековой истории страны, несмотря на все видимые черты: падением так называемой советской империи и соответственно уменьшением мирового влияния Москвы для власть предержащих важно было вновь сплотить свои ряды, собрав под свои знамена всех старых и новых знаменитостей, способствовавших национальному «величию», обойдя молчанием все трагические теневые стороны прошлого. Так поступил еще в XV веке Великий князь московский Иван III, провозгласив себя наследником Византии и собирателем земель русских, что в сущности было лишь поводом для уничтожения, при всемерной поддержке православной церкви, свобод русских городов-республик, с единственной целью - получить корону царя (кесаря) всея Руси и установить самодержавный строй, как достойный последователь монгольского ига. Тот же губительный для свободы рецепт использовал второй из Романовых - Алексей Михайлович после 1654 года, чтобы завладеть Украиной, окрестив ее Малороссией, затем Петр I, названный Великим, чтобы объявить себя «российским Императором», и, наконец, Сталин во время войны со своим бывшим сообщником Гитлером, когда в своем выступлении по радио заменил гражданское обращение к народу «товарищи» на «дорогие братья и сестры, друзья мои» и призвал религию и церковь на помощь для защиты родной земли! Победа в этой огромной бойне, получившей название Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, превозносится сегодня как никогда прежде в качестве одного из самых замечательных успехов тоталитарного режима.

В этом контексте отмечается постоянный издательский интерес к произведениям, посвященным Нестору Махно и организованному им партизанскому движению 1917-1921 годов. Ежегодно появляются различные книги о легендарном «Батьке», как его тогда называли. Одна из новинок 2005 года под названием Махновщина вышла в серии «Русский бунт» с красивым позолоченным двуглавым орлом на обложке! Другая представляет читателю Азбуку анархиста, воспроизводя заглавие одного из сочинений Нестора Махно(1). Обе содержат извлечения из его воспоминаний и публицистических работ и представляют собой урезанные издания без ссылок на достоверные публикации. Их представление выглядит неполным и непоследовательным, без достаточного методологического обоснования, и, кроме того, с многочисленными неточностями и неясностями, со стереотипным подходом былых времен.

В сложившихся условиях возникает вопрос, чем вызвана ныне такая удивительная популярность Махно. Ответ напрашивается сам собой: все это призвано замаскировать главную ставку - информационный захват Украины. Так, упоминается, что махновцы дважды становились союзниками Москвы (иногда выдумывают фантастический третий союз и даже четвертый!), тогда как военные противостояния 1919-1921 годов украинского повстанчества попросту замалчиваются. Обратите внимание: нигде речь не идет об «украинце» Махно - его попросту «русифицируют» и аннексируют к русской революции, как фактически была аннексирована Украина. Ведь самым важным за прошедшее столетие были не только нашествие, захват страны и репрессии со стороны Красной Армии и Чека, но также искусственный голод, стоивший жизни 6 миллионов жертв, организованный в 1932-1933 гг. преимущественно для того, чтобы подавить сопротивление крестьян Левобережья Днепра, то есть как раз района влияния махновского движения. Москва не покаялась, хотя был момент, когда встал вопрос об ответственности за это, признать голод актом геноцида по отношению к украинскому народу, и не исключено, что этот вопрос не встанет вскоре вновь на повестке дня (2).

В этих условиях становится понятным, почему московские борзописцы пресмыкаются, чтобы воскресить и набавить немного цену своему «хорошему» украинцу, так же, как ярые антисемиты имеют своего «хорошего» еврея. В действительности для большинства из них Украина остается чем-то вроде русской провинции - можно сказать, жемчужиной их бывшей империи, как когда-то Индия для Великобритании. Из-за отдаленного, к тому же сомнительного общего происхождения украинская идентичность кажется им только незаконнорожденным вариантом российской, а самостоятельность украинского языка отрицается. Такое отношение появилось не сегодня, ему уже не одно столетие. Напротив, некоторые украинские националисты, со своей стороны, упрекают Нестора Махно в том, что он был «интернационалистом», вступил в союз с москалями вместо того, чтобы выступить единым фронтом с националистическим лидером, социал-демократом Симоном Петлюрой.

Правильный ответ на все это дают писания самого Нестора Ивановича, а также посвященная ему наша монография. Теперь же мы впервые открываем читателям его уникальные воспоминания молодых лет, с детства до 1917 года.

Стоит только напомнить, что представлял собой идеал украинского бунтаря и как был он определен в те времена взглядами и философией мудреца-анархиста Аполлона Андреевича Карелина (1863-1926):

«Слова "анархист-коммунист" можно перевести словами "вольный общинник". Анархия отнюдь не означает беспорядка, а тем более не означает насилия человека над человеком, хотя слово "анархия" часто употребляется вместо слова "беспорядок". Такая грубая ошибка делается то бессознательно, то с намерением. Люди настолько привыкли к правительству, что искренне думают о неизбежности полного беспорядка в общежитии, не знающем правителей. (...) На учения, невыгодные для богатых и властных людей, всегда клеветали.

(...) Анархия - это такое общество, в котором нет правителей, нет принудительной власти, нет управления человека человеком, нет тех мук, на которые отдают своих подданных правители за то, что первые не повинуются приказам последних.

Благодаря отсутствию принудительной власти, анархия есть совершеннейший порядок, полное спокойствие, справедливость, единение, содружество, взаимопомощь, сострадание, даже самопожертвование в их самых красивых проявлениях.

Анархия отрицает и считает вредной и унизительной государственную принудительную власть с ее мучениями, с ее ужасными тюрьмами, хуже которых не выдумал бы и собор дьяволов, с ее смертными казнями и с другими издевательствами и злодействами.

(...) Анархисты стремятся не к разрушению общества, а к его спайке. Они стремятся к созданию гармонического, дружеского общества вольных и равных людей.

(...) Государство - это общество, часть членов которого, хорошо организовавшись и опираясь на учреждения насилия и лицемерия, правит по своей воле, плохо или вовсе неорганизованной частью общежития.

Пользуясь своей принудительной властью, государство опирается не на право, а на силу»(3).

Мы сочли уместным и необходимым дополнительно приложить к этим воспоминаниям, написанным в 1925 г., основные главы коллективного исследования, изданного в 1928 году группой «Дело Труда»(4), в которой активно участвовал Нестор Иванович, с острой критикой «кнутосоветской» политики Большевистской диктатуры в свете анархизма. Это издание сохраняет до сих пор несомненный интерес.

Нынешняя публикация завершает осуществленное нами издание на русском языке зарубежных трудов великого народного повстанца.

А.Скирда. Париж, июль 2006 г.

1. Сергей Шумов, Александр Андреев. Махновщина. Москва, Изд. Экмо, Алгоритм, 2005. 413 стр. Азбука анархиста. Москва, Изд. Вагриус, 2005. 572 стр. Н.И. Махно. На чужбине. Париж, Изд. Громада, 2004. Азбука анархиста-революционера, стр. 121-136.

2. Следует напомнить фразу Н.М. Карамзина: «Москва обязана своим величием ханам», чтобы отличить Московию от всей страны, называемой «Россией» с XVIII века, в самом деле покоренной «азиатским деспотизмом», то есть планированными и объединенными средствами насилия и обмана, уничтожением одновременно традиционных республиканских и вечевых обычаев древней Руси. См. наш труд Вольная Русь.

3. А.А. Карелин. Вольная жизнь. Детройт, 1955, стр. 85-89, 97.

4. Большевистская диктатура в свете анархизма. Десять лет советской власти (Коллективное исследование). Изд. Заграничная организация русских анархо-коммунистов «Дело труда». Федерация Анархо-Коммунистических Групп Сев. Америки и Канады. Париж, 1928.