А таки Кравец прав. Брова относился к тем атаманам которых махновцы считали своими, и петлюровцы - своими. И было таких деятелей много. К примеру Л.Христовий на Полтавщине, или Черный Ворон на Кировоградщине, или Иванов на Херсонщине. К тому же, махновско-петлюровский союз сентября 1919 г. ни одной стороной официально денонсирован не был, хотя стороны временами обругивали один другого. Это давало простор для маневра. Но. Брову, как пишет Белаш, послали на Кубань в качестве идеолога Кавказской армии. И, вообще, чего его понесло аж на Северный Кавказ и потом в калмыкию? Удивительные вещи происходили. Кстати, в петлюровском штабе в 1921 г. махновцев тоже брали на учет как часть украинских повстанческих сил. Может и Брова был так... Сбоку припеку...
Временный военный союз не есть союз идеологический. Если махновцев петлюровци считали своими, то они некоторое время и входили в состав армии большевиков. И что из этого? Была война, в ней был момент, когда никто не мог победить в отдельности.
Это сейчас видно, что правильно было заключить союз с Белыми, разбить Красных и Петлюру, а потом поднять восстание против Белых. Но ведь Красные называли себя народной армией. А как было заключать союз с Белыми? Хотя Белые и предлагали подобный союз.
Зуйченко Назарий Семёнович. Родился в 1887/1888 г. в с. Гуляйполе Александровского уезда Екатеринославской губернии. Украинец. Из крестьян. Малограмотный. С 1905 по 1907 г. работал на заводе сельскохозяйственных машин в Гуляйполе. С 1905 г. – член Гуляйпольской крестьянской группы анархистов-коммунистов «Союз бедных хлеборобов»; с 1907 г. «за распространение запрещенной литературы и участие в поджогах» находился в ссылке в г. Челябинске, откуда бежал в 1908 г.
В августе 1908 г. арестован в Екатеринославе на конспиративной квартире и доставлен в Гуляйполе, где в ходе дознания сознался в совершенных грабежах, убийствах и указал на соучастников. Ввиду болезни Зуйченко, дело по его обвинению было выделено в отдельное производство. 19 марта 1911 г. Временным военным судом в г. Екатеринославе приговорен к смертной казни через повешение, замененной позднее 25 годами каторжных работ. Каторгу отбывал в Саратовской каторжной тюрьме.
После Февральской революции 1917 г. освобожден по амнистии и добровольцем поступает на военную службу. В действующей армии на австрийском фронте. После Октябрьской революции 1917 г. возвратился в Гуляйполе. В период правления гетмана П. Скоропадского и Директории УНР находился на нелегальном положении. Участник махновского движения с 1918 по 1921 г. Являлся председателем следственной комиссии и членом штаба. Добровольно сдался в апреле 1921 г. по амнистии.
После установления Советской власти был осужден к 1 году лишения свободы «за незаконное изъятие хлеба у крестьянина»; в дальнейшем проживал в Гуляйполе, занимался сельским хозяйством.
12 августа 1926 г. арестован Запорожским окружным отделением Екатеринославского губернского отдела ГПУ УССР за то, что «в 1908 – 1909 гг., как член Гуляйпольской группы партии анархо-коммунистов, после ареста дал Екатеринославскому жандармскому управлению изобличающие показания о деятельности Н. Махно и других членов группы»; по этому обвинению 27 октября 1927 г. Чрезвычайной сессией Днепропетровского окружного суда осужден по ст. 54-13 УК УССР к 10 годам лишения свободы. Постановлением Верховного суда УССР от 26 ноября 1927 г. и в связи с амнистией к 10-й годовщине Октябрьской революции приговор был смягчен и срок наказания сокращен до 3-х лет и 4-х месяцев лишения свободы.
15 октября 1930 г. арестован ОО Днепропетровского оперсектора ГПУ УССР по подозрению в причастности к контрреволюционной организации, готовившей вооруженное выступление против Советской власти. В ходе предварительного следствия связь Зуйченко Н.С. с ликвидированной весной 1931 г. контрреволюционной организацией выявлена не была, однако следствием были добыты данные, указывающие «на социальную опасность обвиняемого, продолжавшего свою КР деятельность и по ликвидации махновских банд». В связи с этим 31 июля 1931 г. дело по обвинению Зуйченко Н.С. было выделено в отдельное производство с обвинением его по ст. 54-10 УК УССР в проведении антисоветской агитации. Содержался в Днепропетровском ДОПРе. Постановлением судебной тройки при коллегии ГПУ УССР от 22 декабря 1931 г. осужден к заключению в концлагерь сроком на 5 лет. Содержался в Беломорско-Балтийском исправительно-трудовом лагере ОГПУ СССР, из которого 25 октября 1932 г. убыл в Дмитровский лагерь ОГПУ (г. Дмитров Московской области).
До ареста в феврале 1938 г. – вагранщик завода «Красный металлист» в Гуляйполе. В феврале 1938 г. арестован Гуляйпольским РО УНКВД по Днепропетровской области как участник контрреволюционной организации бывших махновцев, готовившей вооруженное выступление против Советской власти. Решением тройки УНКВД по Днепропетровской области от 25 апреля 1938 г. (протокол № 81) осужден по ст.ст. 54-8, 54-10, ч. 2, и 54-11 УК УССР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 июля 1938 г. в г. Днепропетровске.
Определением Военного трибунала Одесского военного округа от 31 января 1958 г. постановление тройки УНКВД по Днепропетровской области от 25 апреля 1938 г. в отношении Зуйченко Н.С. отменено и дело на него производством прекращено за недоказанностью обвинения.
Вот здесь http://sites.znu.edu.ua/slavetni_zp/ можно ознакомится с биографиями некоторых участников махновского движения (В. Белаш, Л. Зиньковский, И. Лепетченко, Н. Зуйченко, С. и П. Каретниковы и др.). К сожалению, должен отметить, что представленные на сайте справки во многом отличаются от их первоначального вида. Честно говоря, не хотелось бы, чтобы именно в таком виде они вошли в готовящееся к выходу издание. Буду рад, если кто-нибудь выскажет свои замечания и дополнения.
Сегодня услышал информацию, что во время Гражданской войны в РПАУ служил Ковпак, тот самый, глава партизанского движения на Украине в 1941-1944 гг. Порылся в Вике. Нашёл такую информацию:
Цитата:
Во время Гражданской войны, возглавлял местный партизанский отряд, боровшийся на Украине с немецкими оккупантами вместе с отрядами А. Я. Пархоменко, затем был бойцом легендарной 25-й Чапаевской дивизии на Восточном фронте, участвовал в разгроме белогвардейских войск генералов А. И. Деникина и Врангеля на Южном фронте.
В инфе сразу имеется ошибка, когда заявляется, что Восточный фронт воевал против Деникина и Врангеля, но я не об этом. Заинтересовала выделенная в цитате фраза. Что можете сказать, товарищи историки?