Интересно, кто-нибудь знает было ли это дело сфабриковано, или действительно оставалась какая-то промахновская организация?
Судя по материалам дела, практически всё сфабриковано. Никаких реальных данных о наличии повстанческой организации нет и, по-моему, не могло и быть. Само дело, являясь отдельным производством, непосредственно примыкает к другому, основному, по которому проходили Шаровский В.М., Зуйченко Н.С., Прохватило И.А., Чуприна К.И. и другие. С названными делами также связано еще одно большое дело 3-го отдела УГБ УНКВД УССР по Днепропетровской области, по которому было осуждено 56 бывших участников махновского движения.
Судя по материалам дела, практически всё сфабриковано. Никаких реальных данных о наличии повстанческой организации нет и, по-моему, не могло и быть.
Не был бы столь категоричен. В делах 1937-1938 очень много фальсификаций, вынужденных самооговоров, ложных доносов. Но среди этого вороха следственной джи обязательно есть и должны быть островки правды: реальные факты оппозиционных настроений, антиправительственной деятельности, попыток группирования с единомышленниками, существования подлинных подпольных "контрреволюционных" организаций. Другое дело, что вычленить эту правду - задача почти невыполнимая.
Не был бы столь категоричен. В делах 1937-1938 очень много фальсификаций, вынужденных самооговоров, ложных доносов. Но среди этого вороха следственной лжи обязательно есть и должны быть островки правды: реальные факты оппозиционных настроений, антиправительственной деятельности, попыток группирования с единомышленниками, существования подлинных подпольных "контрреволюционных" организаций. Другое дело, что вычленить эту правду - задача почти невыполнимая.
Я согласен с тобой, но в данном конкретном случае, увы, никаких реальных данных, указывающих на существование такой масштабной организации в Гуляйполе нет. Масса махновцев - да, была; большая часть из них знакома между собой - да; вели антисоветские разговоры - да, вели; хранили у себя оружие с гражданской - возможно. И всё. Остальное дело техники и желания следствия. Например, во многих показаниях фигурируют указания на то, что тот или иной хранит у себя оружие (бывало, что вплоть до артиллерийского орудия дело доходило). Но ни в одном деле я не видел ни протокола обыска, ни акта изъятия, ни какой-либо справки о том, что эта информация хоть как-то реализовывалась. Зато в обвинительном заключении указано: "хранил оружие". Также масса противоречий в показаниях относительно вербовки того или иного участника организации, организационной деятельности и т. д. В общем, имеется достаточно нюансов, которые свидетельствуют о том, что никакой реальной организации не было. Элементы же антисоветской деятельности, проявлявшиеся в той или иной форме, безусловно присутствовали.
Я и не говорю, что в данном конкретном деле есть какая-то реальная основа. Я всего лишь подчеркнул, что нельзя любое дело 1937-1938 априори рассматривать как полностью сфальсифицированное. А именно этим любят заниматься многие и многие.
Я всего лишь подчеркнул, что нельзя любое дело 1937-1938 априори рассматривать как полностью сфальсифицированное. А именно этим любят заниматься многие и многие.
Еще раз скажу, что полностью разделяю твои слова в целом. А вообще с теми делами и реабилитациями иногда дело до абсурда доходит. Например, человека задержали, допросили и в тот же день выпустили, не предъявив ему никакого обвинения. Зато через 60 лет он становится жертвой политических репрессий, реабилитируется. С каких делов спрашивается? Но, это уже другая тема...
А вообще с теми делами и реабилитациями иногда дело до абсурда доходит. Например, человека задержали, допросили и в тот же день выпустили, не предъявив ему никакого обвинения. Зато через 60 лет он становится жертвой политических репрессий, реабилитируется. С каких делов спрашивается? Но, это уже другая тема...
А когда идет такая информация: родился, скажем, в 1940, осужден - в 1938... Но все чин-чином, - реабилитирован! И таких случаев - сотни. Зато те, кому повезло попасть под бериевские реабилитации 1939-40, могли бы гордиться, что они дважды реабилитированы.