Цитата:
	
	
		| 
					Сообщение от Юрий К.  Я про Гуляйполе зачем написал? Просто так, или чтобы опровергнуть ваше утверждение о том, что "никакие органы власти в своем районе махновцы осенью 1919 г. не допускали"? В отличие от вас, для меня вопрос формулируется так: в каких селах вообще были созданы в то время Советы (в махновском понимании или другие). Именно Советы, поскольку в сельскую управу тоже выбирали. Кроме случая в Марьевке и еще в двух или трех населенных пунктах (сейчас точно не помню, надо проверять), лично мне больше не известно никакой инициативы на местах. Ваше мнение о том, что махновцы на контролируемой территории не допускали органов власти глубоко противоречит фактам. Они рьяно боролись только с организацией большевиками ревкомов. В этом они почти преуспели. | 
	
 Ладно, давайте разбираться с вашими категоричными заявлениями. Поправьте, если я ошибаюсь, но существуют 3 книги воспоминаний, пытающихся охватить и осмыслить все движение: Аршинов, Белаш, Волин (огромное число прямых цитат или пересказов Аршинова). Кроме этого имеем плохо систематизированный набор материалов и документов, частично опубликованных, но не дающих полной картины. Поэтому в осмыслении событий я пытаюсь опираться на свидетельства их участников, где возможно, подтверждая их опубликованными документами.
Вы тотально не доверяете Белашу? Остаются лишь свидетельства Аршинова. Он пишет, что характерной стороной махновщины была борьба за полное самоуправление трудящихся у себя на местах. «Конкретной и начальной формой этого самоуправления будут вольные трудовые советы крестьянских и рабочих организаций». Далее они писал о весне 1919 г., что «
во многих местах гуляй-польского района  возникли крестьянские коммуны с названием "трудовая" и "свободная"». «В отношении органов общественного управления 
крестьяне и рабочие всего района держались идеи Вольных Трудовых Советов». «Идея вольных трудовых советов 
достигла отдаленных сел района. В создавшейся обстановке крестьяне медленно подходили к организации этих советов, но всюду они прочно держались за их идею».
Как известно, подавляющее число делегатов 4-го Александровского съезда составляли крестьяне. Да, Аршинов указывает, что «Не успели делегаты съезда разъехаться по своим местам, как многие из этих мест были заняты деникинцами, в большом количестве переброшенными с северного фронта. Правда, захват этот был кратковременным, представлявшим собою последние судороги врага, но он в самый дорогой момент приостановил творческую работу крестьян на местах». Но внутри вольного района, на территориях не занятых деникинцами, естественно, должны были быть избраны безвластные органы самоуправления. И я приводил цитату Белаша, что на конец октября «
села и деревни заканчивали выборы в экономический Совет». Она в книге соответствует тексту воспоминаний?
Теоретически можно предположить, что Аршинов с Белашом занимались пропагандистскими обобщениями. Или что население района, до отдаленных сел которого достигла идея Вольных Советов, было выбито или мигрировало, а их места заняли сторонники создания органов власти. Вы утверждаете, что махновцы «рьяно боролись только с организацией большевиками ревкомов». Значит, другие органы власти они допускали? Тогда вам придется предъявить документальные подтверждения, что в подавляющем большинстве сел Безвластной федерации осени 1919 г. оставались органы власти. Имеются такие подтверждения, сколько их? Или вы в полемике со мной также прибегаете к необоснованным обобщениям?