PDA

Просмотр полной версии : Профсоюзы Испании: пример европейского протеста


Сидоров-Кащеев
04.10.2010, 21:01
http://www.rabkor.ru/debate/9667.html

Новые песни
Придумала жизнь...
Не надо, ребята,
О песне тужить.
Не надо, не надо,
Не надо, друзья...
Гренада, Гренада,
Гренада моя!

М. Светлов «Гренада»

http://www.rabkor.ru/image/article/3/1/0/2310.jpeg
Современное рабочее движение Испании представлено целой сетью разного рода профсоюзных объединений. Одни из них являются массовыми, другие - нет, одни радикальные, другие - умеренные и социалпартнерские.

Формировалась нынешняя профсоюзная палитра в этой иберийской стране в 70-80-е годы прошлого столетия с крушением режима генерала Франсиско Франко (1892-1975). Хотя корни этого процесса и уходят в более ранний период - собственно годы правления диктатора.

Рабочая борьба в условиях диктатуры

После установления в 1939 году диктаторского режима Франко условия для развития рабочего движения сложились крайне тяжелые: были запрещены оппозиционные партии и профсоюзы, инакомыслящих преследовали, бросая в тюрьмы и расстреливая сотнями тысяч (за эти годы одних только членов Национальной конфедерации труда (НКТ) было убито порядка 180 тысяч [Alexander R. The anarchists in the Spanish civil war. - London: Janus Publishing Company, 1999. P. 1095]), многие вынуждены были иммигрировать из страны.

Поражение республиканского лагеря было тяжелым ударом, в том числе психологическим, люди были опустошены и подавлены. К этому примешивались и противоречия внутри республиканского лагеря.Тем не менее, сопротивление диктатуре продолжалось все эти годы: до начала 60-х действовало партизанское сопротивление (компартия Испании официально прекратила участие в этом сопротивлении уже в конце 40-х), «маки» (http://www.aitrus.info/node/401) , не были редкостью и забастовки, действовало большое количество террористических организаций, самой заметной из которых была ГРАПО (Группы патриотического антифашистского сопротивления первого октября), идеология которой состояла из смеси марксизма-ленинизма и маоизма, созданная уже на излете франкистской диктатуры в 1975 году.

Чтобы противостоять левым на профсоюзном поле Франко способствовал развитию корпоративных профсоюзов, но ему так и не удалось изжить оппозиционные рабочие настроения.

Самая знаменитая испанская профсоюзная организация - анархо-синдикалистская НКТ - действовала в подполье наряду с ВСТ. Кроме того, в середине 50-х годов в Астурии возникла Профсоюзная конфедерация Рабочих комиссий (ПКРК), постепенно распространившая свое влияние и на другие регионы страны. Массовыми ПКРК стали уже в 60-е годы. Действовали и другие профсоюзные объединения, в частности РПО (Рабочее профсоюзное объединение), созданное в 1960 году.

Отказавшаяся в конце 40-х от партизанской борьбы КПИ избрала пусть энтрирования внутрь вертикальных профсоюзов, чтобы обеспечить себе в них влияние. НКТ также предпринимала подобные попытки, но в целом - неудачно.

В 1950-х в Испании развернулась широкомасштабная забастовочная борьба против экономической политики режима Франко: в 1951 в Барселоне состоялась всеобщая забастовка, охватившая 300 000 трудящихся, в 1957-58 в Астурии бастовало 50 000 шахтеров, а в ряде других регионов (включая Каталонию и Валенсию) еще порядка 140 000. Эти забастовки имели частичный успех [Профсоюзы стран Западной Европы (Выпуск 2). - М.: Издательство ВЦСПС, Профиздат, 1965. С. 43-44]. В 60-х забастовочное движение продолжало развиваться по всей стране. С 1962 года началась новая забастовочная волна. При этом в ходе апрельско-майской забастовки, охватившей сотни тысяч трудящихся по всей Испании и начавшейся с чисто экономических требований повышения заработной платы и улучшения условий труда, возникла и политическая составляющая. Рабочие требовали от правительства права на легальную забастовку и создание свободных профсоюзных организаций. Забастовщиков сочетали легальные и нелегальные методы борьбы.

В 1964 бастовало порядка 200 000 трудящихся. В этом же году на совместном совещании 28 ноября во французском городе По представители ВСТ и части синдикатов НКТ высказались в пользу создания единой профсоюзной федерации. Правда, дальнейшего развития это решение не имело.

К началу 70-х сопротивление режиму Франко принимало все более широкий масштаб.

Профсоюзное движение после смерти Франко

После смерти диктатора профсоюзное движение смогло развиваться уже легально. Происходила реорганизация старых структур и началось создание новых. Забастовочное движение только ширилось и уже к концу 70-х, по мнению некоторых авторов, Испания была на гране новой революции. Но она не состоялась

http://www.rabkor.ru/image/article/3/1/1/2311.jpeg
На январском пленуме 1976 года была официально восстановлена НКТ. В конце 70-х она насчитывала в своих рядах до 300 000 членов [Профсоюзы мира. - М.: Профиздат, 1989. С. 70]. С 1976 по 1978 стремительно растут ряды ПКРК: с 30 000 членов их ряды увеличиваются до 1 840 907. Первоначально Рабочие комиссии были общеиспанским профсоюзным объединением, постепенно подпавшим под контроль компартии.

В октябре 1977 был издан так называемый Пакт Монклоа. В части, относящейся к вопросам рабочего движения, развивавший идеи социального партнерства и призванный тем самым снизить накал социального недовольства в стране. НКТ - по сути, единственная профсоюзная организация, открыто выступившая против этого Пакта - организовала в Барселоне внушительную демонстрацию (http://aitrus.info/node/148), собравшую около 300 000 человек.

Рабочие комиссии подписали пакт, а уже к 1981 году в их рядах оставалось 778 474 человек, то есть их влияние за три года снизилось более чем в два раза.

В то же время кризис постиг и НКТ, но по другой причине.

Национальная конфедерация труда развернула активную кампанию противодействия Пакту Монклоа, продолжая постепенно набирать вес в рабочем движении. Первоначально ВСТ и часть профсоюзов ПКРК также выступили против Пакта, однако вскоре подписали его.

15 января 1978 года в Барселоне в результате взрыва двух фосфорных бомб произошел пожар в театре «Скала» (http://aitrus.info/node/841). В огне погибло четыре сотрудника театра, все члены НКТ. После этого более 200 человек лишились работы, большинство из них (70%) состояли в Национальной конфедерации трудящихся.

Проблема состояла еще и в том, что режим Франко за несколько десятилетий создал в обществе атмосферу страха и подозрительности, чем и воспользовались власти постфранкистской Испании. В СМИ была организована кампания по дискредитации анархо-синдикалистов, выставлявшая их фанатичными террористами и уголовниками. Кроме того в рядах НКТ действовали полицейские провокаторы, способствовавшие развалу и криминализации организации. На этом фоне в 1979 году в НКТ произошел раскол, в результате которого появились две параллельные профсоюзные организации с одинаковым названием НКТ - только в 1989 году после долгих судебных разбирательств аутентичной НКТ, остававшейся секцией Международной ассоциации трудящихся (МАТ), удалось добиться того, чтобы вторая НКТ (НКТ Валенсийского конгресса - по названию конгресса, на котором произошел раскол) сменила название. Она переименована во Всеобщую конфедерацию трудящихся (ВКТ).

К 1986 году в ПКРК осталось 664 038 человек, а НКТ и вовсе оказалась в глубоком кризисе.

Рабочее движение Испании в первые годы ХХI века

К началу 2000-х НКТ находилась в глубоком кризисе, пережив ряд болезненных расколов. Под ее влиянием находилось всего несколько тысяч человек. В то же время в ВКТ, стоящей на более умеренных позициях, по разным оценкам, состояло от 30 до 60 тысяч человек. ПКРК и ВСТ вновь заметно усилили свое влияние в рабочих массах.

На конец апреля 2009 года в рядах ПКРК насчитывалось 1 209 000 членов, в ВСТ на март 2005 - 888 414. В ВКТ официально насчитывается от 60 до 100 тысяч членов, а в НКТ не более 10 тысяч, хотя ее влияние и распространяется на большее количество трудящихся (но в целом на конец 2010 года под влиянием НКТ находится самое большое 20 тысяч человек). Другое дело, что Национальная конфедерация трудящихся, преодолев тот глубокий кризис, в котором она оказалась к началу двадцать первого столетия, вновь стала набирать популярность и обрастать новыми синдикатами и сторонниками (http://aitrus.info/node/1000). Стоит отметить еще и то, что в статутах испанской НКТ открыто говорится о том, что она является революционной организацией, стремящейся к построению анархо-коммунистического общества.

http://www.rabkor.ru/image/article/3/0/9/2309.jpeg
В целом же положение трудящихся Испании сегодня выглядит тяжелым: правительство Хосе Луиса Сапатеро (генеральный секретарь ИСРП) постоянно урезает социальные права рабочего класса, растет безработица (http://www.forexpf.ru/_newses_/newsid.php?news=346051), достигшая к концу 2010 года 20,3% (самая высокая в Евросоюзе), и ее рост продолжается. Проведение непопулярных в народе трудовых реформ из года в год вызывает акции протеста со стороны профсоюзов. Наиболее радикальными противниками экономической политики правительства по традиции являются анархо-синдикалисты. 1 апреля 2006 года в знак протеста против трудовой реформы НКТ организовала демонстрацию в Мадриде, на которую собралось около 4000 человек.

В условиях роста безработицы НКТ старается организовать движение безработных, примером чего является небольшой городок Рота с общим населением в 28 тысяч человек, 3 тысячи из которых являются безработными. Здесь с конца 2009 года анархо-синдикалисты ведут активную работу, стараясь организовать местное население на борьбу за свое право на достойную жизнь.

По-настоящему же массовое проявление недовольства можно было наблюдать 29 сентября 2010 года (http://www.rabkor.ru/news/9536.html), когда в рамках общеевропейских акций протеста в Испании состоялась однодневная всеобщая забастовка, первая с 2002 года. В этот день, по некоторым оценкам, в акциях протеста приняло участие до 10 миллионов человек, значительное число которых составляли безработные; забастовкой оказалось охвачено 74% трудящихся, а в таких отраслях, как металлообработка, химическая промышленность и энергетика - до 90%.(Если говорить о конкретных цифрах, то на начало 2010 года в Испании было уже более 4 миллиона официальных безработных, при общем населении страны 46,6 миллиона.)

Что касается забастовки 2002 года, то она также была вызвана тяжелым положением в социальной сфере. Двадцатичетырехчасовая забастовка 20 июня была объявлена испанскими профсоюзами в ответ на рост безработицы, изменения в государственной политике относительно выплат по безработице, которая на тот момент составляла 11,3%, точно также, как и сегодня, являясь самой высокой в Евросоюзе. Забастовкой (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_2055000/2055156.stm) было охвачено до 80% трудящихся Испании. Акции протеста сопровождались столкновениями с полицией, несколько человек было арестовано .

Среди массовых акций протеста, сопровождавшихся спорадическими столкновениями с полицией, стоит отметить демонстрации в Мадриде и Барселоне. Так, в испанской столице в демонстрации, организованной ПКРК и ВСТ, участвовало до 500 000 человек, а в столице Каталонии порядка 300-400 000. В то же время анархо-синдикалисты из НКТ и синдикалисты из ВКТ также сумели привлечь на свои демонстрации тысячи участников, хотя их количество, конечно, и было значительно меньше, чем на демонстрациях ПКРК и ВСТ.

Анархо-синдикалисты из НКТ и синдикалисты из ВКТ также сумели привлечь на свои демонстрации тысячи участников, хотя их количество, конечно, и было значительно меньше, чем на демонстрациях ПКРК и ВСТ.

Так, совместно с другими небольшими профсоюзами ВКТ организовала в Мадриде демонстрацию, собравшую порядка 15 000 участников, а барселонская демонстрация - до 10 000. В это же время НКТ собрали в Мадриде 5 тысяч человек, а в каталонской столице от 3 до 6 тысяч, по разным оценкам.

Стоит также отметить, что если лидеры ПКРК и ВСТ согласились на проведение всеобщей однодневной забастовки под давлением рядовых членов своих профсоюзов, то НКТ изначально исходила из недостаточности однодневной стачки и призывала сделать ее бессрочной, чтобы «похоронить реформу».

В ходе барселонской демонстрации в колонну НКТ въехала полицейская машина, из-за чего пострадали несколько человек. Вскоре после этого демонстрация была завершена, состоялся митинг, и уже позже противостояние с полицией на улицах города ожесточилось, вплоть до сооружения баррикад. НКТ-Барселона выступила в связи с этим с заявлением, осуждающим полицейское насилие и провокации, вызвавшие уличные беспорядки.

«Меры жесткой экономии», которые предпринимают правительства разных стран Европы, в числе которых и правительство Испании, только усиливают степень социального недовольства в разных странах Европы: во Франции забастовки из года в год охватывают страну, в Италии, Германии и других странах забастовки также являются постоянным явлением, Греция то и дело сотрясается забастовками и даже бунтами, активную роль в которых играют местные анархисты (http://www.rabkor.ru/analysis/5107.html).

Симптоматично, что в то время, как по всей Европе 29 сентября прошли массовые акции протеста: в Испании и Греции состоялись всеобщие забастовки, в Брюсселе, возле штаб-квартиры ЕС состоялся общеевропейский марш протеста, собравший до 100 000 участников, прошли массовые акции протеста в ряде других европейских стран, - в России ФНПР ограничилась пикетом из нескольких десятков человек возле представительства Еврокомиссии в Российской Федерации.

В целом история профсоюзного движения Испании и опыт последних лет представляют немалый интерес. С одной стороны, немало интересного состоит в том, как в условиях диктаторского режима Франсиско Франко разгромленный в ходе гражданской войны рабочий класс Испании вновь обретал классовое сознание. С другой - интерес представляет интеграция в капиталистическую систему через Пакт Монклоа таких профсоюзных объединений, как Рабочие комиссии и ВСТ. И наконец, история постфранкистского анархо-синдикалистского движения: инфильтрация в движение полицейских провокаторов и неофашистов, криминализация (дело «Скала») и продолжение борьбы за развитие радикального рабочего движения силами НКТ в таких условиях.

Андрей Федоров