PDA

Просмотр полной версии : Общество без капитализма и государства


Сидоров-Кащеев
12.09.2010, 17:03
http://www.rabkor.ru/debate/9039.html

Будущее свободы

Чем более развивается наука, тем свободнее
становится человеческая личность. Если в
современном обществе каждое научное открытие,
действительно, усиливает зависимость рабочих от
капиталистов, то это потому, что современные
учреждения обращают силы всех в пользу нескольких.
Но в будущем обществе, основанном на справедливости
и равенстве, новые открытия только увеличат
свободу индивидуума.
Жан Грав. Будущее общество

http://www.rabkor.ru/image/article/2/2/8/2228.jpeg

Можно сказать, что обсуждение недостатков капитализма в левых кругах считается делом популярным и всегда модным. Критика - это то, что у левых всегда занимало ведущее место в публицистике. Вместе с тем еще со времен Бакунина и Маркса капиталистические отношения постоянно «хоронят», то и дело заявляя, что вот теперь-то капитализму точно пришел конец, и еще чуть-чуть и он наконец-то «прикажет долго жить». Тем не менее, эта форма экономических отношений все никак не умрет и продолжает здравствовать по всему миру, с отдельными сбоями, постоянно мутируя и самосовершенствуясь. В этом смысле общелевая традиция остается неизменной - критиковали, критикуем и будем критиковать. Правда, на мой взгляд, вся эта критика, если не сопровождается предложениями конкретной альтернативы существующему общественному социально-политическому и экономическому устройству - она так и останется не более чем пустопорожним сотрясением воздуха, нравится это кому-то или нет.Время же, между тем, неумолимо идет, накапливаются нерешенные проблемы, такие как рост общественной атомизации, исчерпаемость всевозможных природных ресурсов, загрязнения окружающей среды.

В этой связи предрекать в очередной раз закат капитализма, как это делает, например, Иммануил Валлерстайн, насколько легко и привычно, настолько же бессмысленно и неочевидно.

Обсуждение же реальных альтернатив капитализму, их поиск - гораздо более сложная задача.

В связи с этим неудивительно, что во многих странах, в особенности лишенных серьезной левой традиции, растут и ширятся религиозные фундаменталистские настроения (это, к слову, касается и России): люди, недовольные нынешней жизнью, обращают свой взор к тем, кто предлагает им осязаемую и понятную им альтернативу, и находят ее в различных религиозных течениях.

Поэтому я считаю, что конструирование теоретического альтернативного общества - занятие не просто увлекательное, но также и крайне важное и полезное.

Истоки концепции

Сразу обозначу источники своей «футуристики», чтобы сразу было понятно, на каком фундаменте я основываю свои построения, и из каких концепций исхожу.

Они делятся на несколько категорий.

К первой относится анархистская и синдикалистская классика, в первую очередь, в лице таких авторов, как Петр Кропоткин, Жан Грав, Эмиль Пуже, Лопес Аранго, Рудольф Роккер.

Ко второй категории относятся анархистские авторы второй половины двадцатого столетия, такие как Мюррей Букчин, Георгий Хаджиев и ряд отдельных работ других авторов.

Третья категория представляет собой опыт Испанской революции 1936-39 годов (созданием анархо-синдикалистами сельских коммун и синдикализация промышленности), история кибуцев, а также опыт всевозможных современных кооперативов, коммун, общин, сквотов.

Ну и наконец, четвертая категория - это современные и относительно современные авторы не анархистских взглядов. Среди них я отмечу Эриха Фромма, Андрэ Горца, исследования Медоузов, Жана Бодрийяра, Элвина Тоффлера, Дэниела Белла. Многие из работ этих работ крайне важны для перебрасывания своеобразного «мостика» от критики к футуристическим изыскам.

Психологические аспекты коммунизма

http://www.rabkor.ru/image/article/2/2/9/2229.jpeg

Говоря об обществе, сегодня невозможно пройти мимо психологии. В данном же случае речь идет о том, что в обществе победившего коммунизма (анархо-коммунизма) должны быть преодолены пережитки современного капиталистического эгоизма. Такое общество должно быть коллективистским, но при этом и уважающим личность, индивидуальные потребности и интересы. В таком обществе человек не должен бояться ответственности и уметь выбирать, принимать решения самостоятельно. В этом смысле весьма интересно перечитать такие книги, как «Бегство от свободы» Эриха Фромма и «Психология масс и фашизм» Вильгельма Райха, наглядно демонстрирующие всю сложность понятия «свобода» и ее реализации в жизни.

Современный человек бежит от свободы, он не способен сам управлять своей жизнью, не говоря уж о самом факте существования в условиях отсутствия капиталистических (и шире - рыночных) отношений и государственной власти (эксплуатации человека человеком, принуждения). Речь, конечно же, идет не об отдельных представителях homo sapiens sapiens, но о человечестве в целом, о тех тенденциях, которые имеют место быть в нашем обществе.

Во многом люди не готовы сегодня «быть свободными» именно психологически: они не представляют себе жизни в безгосударственном, некапиталистическом (нерыночном) обществе, что обусловлено воспитанием и пропагандой, каждый день изливаемой на всех нас. Социальная иерархия представляется чем-то естественным и необходимым, что порождает в адрес леворадикалов упреки вроде: «Но если власти не будет, ведь все же сразу начнут убивать и грабить!»

Подобные сентенции демонстрируют, что подчас неприятие левых (и, в особенности, анархистских) идей связано со стереотипичностью мышления: живя в иерархическом обществе с полицией, государственным аппаратом, всевозможными спецслужбами и т.д. крайне тяжело представить себе жизнь без всех этих институтов.

Кроме того стоит вспомнить еще одну книгу Э. Фромма, его фундаментальное исследование «Анатомия человеческой деструктивности», в которой автор подробно рассматривает вопросы человеческой агрессивности.

Это же касается такого понятия, как «работа». Многим кажется, что работать можно только «из-под палки», что воспроизводится фразой «Но если никто не будет работать, то...» Но кто сказал, что работать никто не станет? Ведь речь идет о том, что необходимо обеспечивать жизнь себе и своим близким. И вот здесь стоит вспомнить о существующих коммунах и кооперативах, об опыте движения кибуцев и Испанской революции. Этот опыт демонстрирует, что коллективы, организованные на добровольных началах, заинтересованные в результатах своего труда и притом базирующиеся на равноправии вполне способны существовать и притом - эффективно.

При этом леворадикалы подчас высказываются за «упразднение» работы (взять хотя бы такого видного американского анархиста, как Боб Блэк). Но все дело в том, что здесь кроется немало путаницы и излишнего романтизма. Когда тот же Герберт Маркузе писал про необходимость замены работы игрой, он имел в виду, с одной стороны, обезличенный отчужденный труд, а с другой стороны, творческую деятельность и самореализацию.

Кроме того, нельзя забывать о таком понятии как «взаимопомощь», которую Петр Кропоткин называл одним из факторов эволюции, противопоставляя ее атомизирующему эгоизму, все более широко распространяющемуся в современном мире.

Самоуправление как основа коммунизма

На мой взгляд, одной из основ свободного коммунистического общества должно стать понятие самоуправления.

http://www.rabkor.ru/image/article/2/3/0/2230.jpeg

Безусловно, самоуправление может быть разным и может присутствовать уже сегодня, однако сейчас оно будет вписанным в систему сложившихся социально-экономических и политических отношений, даже если покажется, что это не так. Все дело в тотальном капиталистическом и государственническом окружении. Полная автаркия, конечно же, возможна, но в большинстве случаев она будет означать медленное или даже стремительное вымирание, а то и просто уничтожение внешним давлением.

Это не означает, что самоуправление здесь и сейчас совершенно ненужно. Дело не в этом, а в ограниченности подобных действий, их рамках. До тех пор пока самоуправление не охватит широких производственных сетей и не вовлечет в массовом порядке сферу услуг, ресурсо-добывающие отрасли и т.д., оно обречено на неудачу: либо будет разваливаться, либо интегрироваться в существующую систему экономических отношений. И вот тут уже мы получаем на выходе ту самую самоэксплуатацию, о которой писал Андрэ Горц (http://www.lawfirm.ru/article/index.php?id=292).

Свободное же от рыночных отношений и государственной власти общество по сути ликвидирует само понятие «управления» будь то «само-» или какое-либо еще. В нашем же сегодняшнем понимании оно будет именно «самоуправляемым», однако такое понятие лишено смысла в тех условиях, когда не будет существовать внешний контроль в лице государства и финансово-экономической конкуренции, а также внутренней в лице совета директоров, хозяев в смысле отчужденных от коллектива и руководящих им начальников. То есть, когда коллектив сам будет решать свои организационные вопросы посредством всеобщего участия в их решении всего коллектива или же посредством делегирования (система императивных мандатов) для этого отдельных представителей на какой-нибудь «Совет предприятия», об управлении в сегодняшнем значении этого слова говорить будет бессмысленно. Это касается как производственных сфер, так и любых других, в том числе жилищно-территориальных.

Систему организации «самоуправления», как мне представляется, вполне можно позаимствовать из работ таких авторов, как Эмиль Пуже, Рудольф Роккер и Георгий Хаджиев с учетом критики подобных моделей, в частности, аргентинским анархо-синдикалистом Лопесом Аранго и японскими анархо-коммунистами. Дело в том, что предлагаемая Пуже, Роккером и Хаджиевым модель будущего общественного устройства выводилась на основе действующей уже в рамках капитализма и государства профсоюзной организации, что представлялось той основой, на которой безгосударственное общество будет построено. В то же время японские и аргентинские анархисты выступали с критикой (http://aitrus.info/node/689), исходящей из того, что профсоюзы - порождение капиталистического общества и потому они должны будут уступить место другим организационным отношениям: «Мы не должны забывать, что профсоюз как экономическое следствие капиталистической организации - это социальный феномен, порожденный необходимостью соответствующей эпохи. Сохранять эту структуру после революции - значит то же самое, что сохранить причину, ее породившую - капитализм».

Горизонтальная организация общественных отношений на основе взаимовыгодных соглашений, соединяющая в себе производство, ресурсную базу, систему распределения готовой продукции, материальную (от одежды и транспорта до продовольствия) и духовную (искусство в широком смысле слова) сферы, а также территориальную организацию - вот та система, посредством которой свободное коммунистическое общество могло бы существовать. Ну а для упрощения функционирования подобной организации «в мировом масштабе» наверняка возникнет и вертикальная организация, выстраиваемая «снизу вверх», то есть исходящая от низовых инициатив. Целью ее правда будет не руководство (управление) низами, но координация функционирования разного рода инициатив (территориальных, производственных, исследовательских и т.д.).

Для более успешного функционирования подобной организации понадобится, кроме всего прочего, развитие статистических служб для максимально возможного учета как массовых потребностей общества, так и потребностей отдельных его представителей.

Вертикальная организация должна в такой схеме объединять в первую очередь производителей и общественные службы (сферу услуг), сельское хозяйство, в то время как горизонтальная - обеспечивать территориальную связку этих объединений. При этом территориальные связи вовсе не должны означать обязательной привязки к производству и общественным службам.

Кроме того, в таком обществе профессиональное образование должно быть тесно связано непосредственно с теми службами, в области которых оно дается. «Профессиональные училища, курсы по повышению кадров, исследовательские лаборатории, конструкторские бюро обычно принадлежат к местному отраслевому союзу. Как профессионально-образовательное учреждение оно может быть также представлено в районном отраслевом совете. Средние технические училища по подготовке технических кадров для данного производства или данной службы причисляются к областному или региональному отраслевому союзу и точно также должны быть представлены в его совете. Вузы и крупные научно-исследовательские объединения точно также будут представлены в общенациональном отраслевом союзе», - писал в 1958 году анархо-коммунист Георгий Хаджиев в своей книге «Основы безвластия» (Хаджиев Г. Позитивная программа анархистов (фрагмент книги «Основы безвластия»). - М.: Библиотека журнала «Черная Звезда», 1994. С. 12).

При этом, все это отнюдь не означает тотальной коллективизации. Если кто-либо считает необходимым сохранить свое индивидуальное хозяйство в какой бы то ни было сфере и при этом не эксплуатирует чужой труд - его право действовать самостоятельно. Небольшие и индивидуальные самостоятельные, не входящие в крупные объединения «фирмы» («кооперативы») и предприятия вполне могут сохраниться, если у них будут сторонники. Тем более, если учитывать те тенденции, о которых много писали сторонники концепции «постиндустриального общества», в частности Элвин Тоффлер в книгах «Шок будущего» и «Третья волна».

Наука и техника на службе коммунизма

http://www.rabkor.ru/image/article/2/3/1/2231.jpeg

В наше время существует немало дискуссий о противоречивости и ограниченности технологического прогресса, о тупиковости ставки на углеводородные исчерпаемые энергетические ресурсы, проблемах окружающей среды, опасности существования атомной энергетики и многих других подобных вопросах.

И все это так же важно учитывать при обсуждении потенциально возможного будущего свободного коммунистического общества.

О проблемах современной экологии много написано, например, в книге «Пределы роста» Медоузов, выдержавшей несколько переработанных переизданий.

Из леворадикальных же авторов надо отметить экоанархиста Мюррея Букчина и марксиста Андрэ Горца, а также австралийского анархиста Грэма Перчейса (Грэхэм Пурчейз), совмещающего в своих работах экологистские идеи Букчина с анархо-синдикалистскими концепциями.

Мюррей Букчин и Андре Горц исходили из необходимости развития экотехнологий, необходимости бережного отношения к окружающей среде и критиковали современное общество за варварское отношение к природе. При этом они были сторонниками технического прогресса, настаивая на «общественно полезном развитии науки и техники».

В своих книгах «Post scarcity anarchism» («Анархизм постдефицита») и «Freedom ecology. The emergence and dissolution of hierarchy» («Экология свободы») М. Букчин довольно подробно касался интересующих нас вопросов, изложив анархо-коммунистическое видение экологических проблем и вопросов технологического развития. В частности он писал на страницах «Анархизма постдефицита» (http://aitrus.info/node/384), что: «Та же самая технология, которая до сих пор использовалась для эксплуатации планеты, может быть так искусно и разумно применена, чтобы на ней развилась новая жизнь.

(...) применение экологических инициатив при создании нового общества дает совершенно неожиданные возможности для воображения и творчества. Чтобы служить интересам природной и социальной экологии, города должны быть децентрализованы... Гигантский город должен уступить место совокупности взаимодействующих, сплоченных изнутри коммун (сообществ), которые имеют человечные размеры и чьи мощности не преступают экосистему. С другой стороны, технология должна быть поставлена на службу разумным человеческим потребностям, а выпуск предметов должен быть так рассчитан, чтобы гарантировать аккуратный ресайклинг промышленных отходов...»

Что же касается внедрения, а также потенциала технологических инноваций, которые в теории могу сильно помочь функционированию коммунистического общества будущего, то стоит обратить внимание на прогнозы и описание уже существующих инноваций в книгах Элвина Тоффлера. Пусть он и приукрашивает реальность в своих работах и во многом чрезвычайно оптимистичен в отношении оценок технологического развития, тем не менее, в них содержится много полезной информации относительно роботизации и индивидуализации рабочих мест.

В своей книге «Третья волна» (1980) Тоффлер писал (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_06.php):

«Так же как и тогда, когда Вторая волна (индустриальная цивилизация - прим. А. Ф.) объединила уголь, сталь, электричество, железнодорожный транспорт для производства автомобилей и тысяч других, меняющих жизнь вещей, сейчас мы не ощутим истинного влияния новых перемен, пока не достигнем стадии объединения новых технологий - компьютеров, электроники, новых материалов из открытого космоса и глубин океана - с генетикой и всего этого, в свою очередь, с новой энергетической базой. Соединение этих элементов вместе высвободит поток инноваций, непохожий ни на что виденное прежде в истории человечества. Мы создаем драматически новую техносферу для Третьей волны (постиндустриальной, или как ее называл сам Тоффлер - супериндустриальной - А. Ф.) цивилизации».

В той же книге американский футуролог довольно подробно касался вопросов развития производственной сферы, тенденций ее развития, а также смежных с ней областей. Писал о том, что человечество движется в сторону демассификации производства, к индивидуализированному производству на заказ. Сегодня можно говорить о новых горизонтах в этой сфере в связи с развитием таких технологий, как трехмерные принтеры, которые могут «распечатывать» продукты питания (http://www.pravda.ru/science/eureka/inventions/26-01-2010/1009693-foodprint-0/), керамику (http://www.svobodanews.ru/archive/ru_news_zone/20090402/17/17.html?id=1600817), стекло (http://www.gzt.ru/topnews/science/262976.html), человеческие органы (http://www.cybersecurity.ru/it/83350.html) и т.д. Пока данные технологии находятся на начальном уровне развития и довольно дороги (хотя уже сейчас пишут о таких «принтерах» за 1.000 долларов США (http://habrahabr.ru/company/materialise/blog/94643/)), можно говорить о том, что деиерархизированное коллективизированное и индивидуальное производство безгосударственного коммунистического общества от таких технологий может только выиграть.

Подобные инновации позволяют говорить о том, что современное сложное массовое производство вполне может быть заменено производственным самоуправлением без отчужденного от работников иерархического руководства, без потери производственных мощностей, а значит, и без падения уровня жизни (об этом можно было говорить и в прошлом, однако сегодняшнее производство столь сложно организовано и специализировано до такой степени, что говорить о полноценном самоуправлении оказывается зачастую весьма проблематичным).

Здесь интересен еще один момент, о котором Андрэ Горц писал применительно к автомобилизации : на заре своего развития автомобиль был роскошью и привилегией, однако логика капиталистической погони за прибылью сделал его массовым явлением. Подобные интенции несут в себе как множество проблем, с одной стороны, так и возможности сделать роскошь общедоступной, с другой.

Индивидуализация производства, вынесенная за рамки либерально-капиталистической парадигмы способна открыть перед человечеством огромные возможности в вопросах самоуправления, а переход к энергоемким технологиям, развитие энергетики на основе возобновляемых источников энергии, развитие экотехнологий - все это даст возможность говорить о том, что у человечества есть вполне реальное «светлое будущее». В нем технологическое развитие будет соседствовать с заботой об окружающей среде, отсутствием государственной власти и рыночных (капиталистических) экономических отношений при условии торжества коммунистических идей и учете индивидуальных интересов и потребностей каждого члена общества.

Подводя итоги

Немаловажным является вопрос о том - насколько возможным является такое «светлое анархо-коммунистическое постиндустриальное будущее». Исходя из рассмотренных теоретических концепций такое будущее представляется вполне вероятным, хотя и труднодостижимым.

Другое дело, что с неба оно не свалится, какими бы ни были тенденции развития современной цивилизации, тем более что они крайне противоречивы, что еще и еще раз подчеркивают алармистские заявления таких исследователей, как Д. Медоуз и предостережения М. Букчина и А. Горца.

В любом случае, каким будет наше будущее, зависит от нас самих.

Андрей Федоров

Игорь Гали
13.09.2010, 00:30
Спасибо. Статья требует изучения. Много вопросов и ответов и ответы создают вопросы. Но сразу что бросается в глаза,это то что вопросы будущего человечества описываются зарубежными авторами в прошлом и настоящем. Это очень заметно

Сидоров-Кащеев
13.09.2010, 02:05
статья "Общество без капитализма и государства", завершающая цикл из трех статей (ранее опубликованные: "Либеральный фундаментализм" и "Равенство в радикальном анархо-коммунизме").
http://antropologyoffreedom.blogspot.com/2010/09/blog-post_12.html

Dantist
20.11.2010, 20:01
Слишком банально.Столько слов об организации общества,ни слова о способах достижения этого результата.Понравился первый абзац-без всяких романтических мыслей описана реальность-капитализм есть и будет и его критика в любых формах-просто трёп.
Надо читать остальные статьи,но уже могу предугадать что там написано:)

А. Комбаров
20.11.2010, 20:19
Ребят, ссылки на первую картинку, крупноразмерную, нет случаем ? Та, что of capitalist system ?

Сидоров-Кащеев
20.11.2010, 21:07
Слишком банально.Столько слов об организации общества,ни слова о способах достижения этого результата.Понравился первый абзац-без всяких романтических мыслей описана реальность-капитализм есть и будет и его критика в любых формах-просто трёп.
Надо читать остальные статьи,но уже могу предугадать что там написано:)

1. напиши не банально, что ж тока трепишься то? :D

2. эта статья если ее читать целиком, в том числе названия НЕ О СПОСОБАХ достижения такого общества.

3. И вообще - пишите, граждане, пишите - а то восновном люди критикуют пишущих, а сами ни на что не способны в смысле написать :D :D :D

Dantist
21.11.2010, 12:06
Я начал читать несколько тем на этом форуме и знаешь чего не понимаю?
У вас тут всё посторено по-принципу тезис-антитезис.Такое чувство,что все ищут к чему бы придраться в сообщении другого человека.
Окей.Тогда поясню свои мысли.
1.Утопий существует очень много и все они очень вкусные,однако стоящих идей о том,как ко всему этому прийти,увы,нету
2.Читал много марксистов и очень долго придерживался их идей,соответственно и анархистов читал и в общих позициях с ними знаком.Однако потом (началось всё с "Голод как идеология общества") прочитал много критики на всю левотню и "согласился с капитализмом". По мере взросления увидел каких людей выращивает общество потребления и от этих идей тоже отказался.Сейчас не придерживаюсь ни левых,ни централов,ни правых и вообще стараюсь отказаться от всяких радикальных идей.Понял,что жизнь есть жизнь и жить надо в настоящем,а не в сладких мыслях и утопических теориях.
3.Я понимаю популярность анархизма в своё время - кризис капитализма и огромное шаги в развитии общественной мысли,революции - была надежда,были действия,была возможность реализации подобных идей.Но сейчас эти идеи устарели,поэтому мне самыми актуальными проблемами анархизма на сегодня видятся:
а)адаптация его к современному обществу(современным технологиям,науке,процессам глобализации)
б)программа достижения этих целей.
Но в реальности вижу только форумы,где сидят теоретики,продолжающие говорить о загнувшемся капитализме.

Сидоров-Кащеев
21.11.2010, 12:17
Я начал читать несколько тем на этом форуме и знаешь чего не понимаю?
У вас тут всё посторено по-принципу тезис-антитезис.Такое чувство,что все ищут к чему бы придраться в сообщении другого человека.
Окей.Тогда поясню свои мысли.
1.Утопий существует очень много и все они очень вкусные,однако стоящих идей о том,как ко всему этому прийти,увы,нету
2.Читал много марксистов и очень долго придерживался их идей,соответственно и анархистов читал и в общих позициях с ними знаком.Однако потом (началось всё с "Голод как идеология общества") прочитал много критики на всю левотню и "согласился с капитализмом". По мере взросления увидел каких людей выращивает общество потребления и от этих идей тоже отказался.Сейчас не придерживаюсь ни левых,ни централов,ни правых и вообще стараюсь отказаться от всяких радикальных идей.Понял,что жизнь есть жизнь и жить надо в настоящем,а не в сладких мыслях и утопических теориях.
3.Я понимаю популярность анархизма в своё время - кризис капитализма и огромное шаги в развитии общественной мысли,революции - была надежда,были действия,была возможность реализации подобных идей.Но сейчас эти идеи устарели,поэтому мне самыми актуальными проблемами анархизма на сегодня видятся:
а)адаптация его к современному обществу(современным технологиям,науке,процессам глобализации)
б)программа достижения этих целей.
Но в реальности вижу только форумы,где сидят теоретики,продолжающие говорить о загнувшемся капитализме.

У кого "у вас"? Здесь я тока гость - так, иногда вывешиваю анархистские материалы вообще, иногда конкретно по махновщине.

И Зы. не пиши чушь и глупость - может меньше придираться то будут :cool: :D

1. "Утопия - место, которого нет" ))) А если не знаешь "как" - подумай - может ты просто не вкурсе ;)

2. Капитализм, марксизм, анархизм... я вообще много читаю и общаюсь с людьми.

Много ты читал. А что например? Интересно же чего такого "много" надо было начитаться :)

Я вот читаю и марксистов, и националистов, и либералов и анархистов и вообще много разного :cool:

3. Устарели чем? И что именно? В определенном смысле устарели и Кропоткин с Прудоном, и Маркс с Лениным, и Мизес, и Кейнс и много кто еще устарел. Ну дык не удивительно - они жили то когда.

А с тех пор были Камю, Букчин, Пурчейз - среди анархистов например (отдельно можно про синдикализм погундеть).

Была и есть и куча других интересных авторов - не анархистов :cool:

а) А ты статейку то почитай - а то не похоже - там поминаются Пурчейз и Букчин - это так, к слову.

б) ты сидишь на сайте посвященном Нестору Махно, на котором очень разные люди. Если и правда интересна современная (и относительно современная) теория анархизма - могу конечно и список литературы дать - а там уж думай - надо оно тебе или нет. Короче, отсылаю сюды:
http://anarhia.org/forum/viewtopic.php?p=280412#p280412

Мой список литературы, обязательный для ознакомления для сурьезного разговора :cool: хотя его конечно неплохо бы будет со временем пополнить и расширить - а то забыл там часть литературы помянуть ;)

Сидоров-Кащеев
21.11.2010, 12:19
Из вышеприведенного списка, чтоб далеко не ходить:

Анархо-синдикализм и коммунизм сегодня (теоретические изыски):

Банс П., Дешан Э. Что такое анархо-синдикализм: http://aitrus.info/node/164
Борьба и стратегия: анархо-синдикализм в XXI векеБорьба и стратегия: анархо-синдикализм в XXI веке: http://aitrus.info/node/502
Букчин М. Реконструкция общества: http://aitrus.info/node/160
Дамье В. В. Экономика свободы (с сокращениями): http://aitrus.info/node/204
Дамье В. В., Рублев Д. Экономические взгляды Петра Кропоткина и вызовы XXI века: http://aitrus.info/node/467
The Economics of Freedom - An Anarcho-syndicalist alternative to capitalism: http://aitrus.info/node/552
Хаджиев Г. Основи на безвластието: http://aitrus.info/node/836
Десять догм о работе: http://aitrus.info/node/730
Фёдоров А. Равенство в радикальном анархо-коммунизме: http://aitrus.info/node/842
Фёдоров А. Общество без капитализма и государства: http://aitrus.info/node/1079
Экономика в анархистском обществе: http://aitrus.info/node/899
Бессмертный К. С. Проблема осмысления анархизма в связи с книгой А. В. Шубина "Социализм. Золотой век теории": http://zhurnal.lib.ru/k/k_s_b/anti-shubing.shtml
An Anarchist FAQ Webpage: http://anarchism.ws/faq/
Сибирская конфедерация труда: к вопросу преодоления конформизма и либертарный синдикализм: http://www.avtonom.org/old/index.php?nid=1057
Graham Purchase Anarcho-Syndicalism, Technology and Ecology: http://flag.blackened.net/daver/anarchism/aste.html
Jeff Shantz Radical Ecology and Class Struggle: A Re-Consideration: http://anarchistnews.org/?q=node/150
Jeff Shantz Syndicalism, Ecology and Feminism: Judi Bari’s Vision: http://www.cvoice.org/cv3schantz.htm
Dan Jakopovich Green Unionism In Theory and Practice: http://www.greens.org/s-r/43/43-16.html
Профсоюз как средство трансформации: http://anarhia.org/forum/viewtopic.php?f=52&t=9593

Dantist
21.11.2010, 13:36
Буду читать.Спасибо за литературу.
1.Я не писал,что не знаю.Я сказал,что стоящих нету
2.Очень много в области социальной философии,прежде всего,без деления на левых и правых,коричневых и оранжевых.Долгое время фанател от неофрейдизма и франкфуртской школы,неомарксизма и прочего...Из анархизма читал Кропоткина,Бакунина ну и подобных классиков.Долго кайфовал от чтения постмодернистов(до сих пор оху**аю от дискуссии Фуко и Хомски).Маркс навряд ли устарел-его концепции наиболее универсальны и подходят для описания общества и сегодня))))Всегда были и будут базис и надстройка,постоянный и переменный капитал,ну и так далее))))А вот Ленина...Читал 9 томов из его полного собрания сочинений+книги по истории.И прямо-таки вознинавидел его.Как и всех совковых "идеологов марксизма".Но это другая совсем тема)
Современных анархистов почитаю обязательно-интересно,что сегодня может предложить анархизм.Спасибо за литературу.
Но,как уже выше сказал,сейчас вообще серьёзно не могу относится ко всяким радикальным теориям и тем,кто читает тонны литературы на этот счёт,чтобы потом яро отстаивать позиции своего любимого философа.Это реально смешно))))))У вас же есть свои мозги,своя жизнь.И стоит жить в этой жизни своим умом,а не где-то в другом мире мозгами других философоф))))))))

Сидоров-Кащеев
21.11.2010, 14:00
Буду читать.Спасибо за литературу.
1.Я не писал,что не знаю.Я сказал,что стоящих нету
2.Очень много в области социальной философии,прежде всего,без деления на левых и правых,коричневых и оранжевых.Долгое время фанател от неофрейдизма и франкфуртской школы,неомарксизма и прочего...Из анархизма читал Кропоткина,Бакунина ну и подобных классиков.Долго кайфовал от чтения постмодернистов(до сих пор оху**аю от дискуссии Фуко и Хомски).Маркс навряд ли устарел-его концепции наиболее универсальны и подходят для описания общества и сегодня))))Всегда были и будут базис и надстройка,постоянный и переменный капитал,ну и так далее))))А вот Ленина...Читал 9 томов из его полного собрания сочинений+книги по истории.И прямо-таки вознинавидел его.Как и всех совковых "идеологов марксизма".Но это другая совсем тема)
Современных анархистов почитаю обязательно-интересно,что сегодня может предложить анархизм.Спасибо за литературу.
Но,как уже выше сказал,сейчас вообще серьёзно не могу относится ко всяким радикальным теориям и тем,кто читает тонны литературы на этот счёт,чтобы потом яро отстаивать позиции своего любимого философа.Это реально смешно))))))У вас же есть свои мозги,своя жизнь.И стоит жить в этой жизни своим умом,а не где-то в другом мире мозгами других философоф))))))))

Вот кстати ИМХО кто устарел так это Маркс :D

Я живу тем чем живу, как и многие другие, и у меня есть свои взгляды - политические :)

Сидоров-Кащеев
21.11.2010, 14:03
Смешно... а мне вот смешны люди, верящие властям и капитализму с либерализмом и националистам :D

Сидоров-Кащеев
21.11.2010, 14:19
ну и еще для особо интересующихся проблемами перехода к безгосударственному обществу:
http://aitrus.info/node/116

Dantist
21.11.2010, 14:57
Я не говорил,что верю им.И вообще-капитализм-просто форма экономических отношений,а не идеология.И идея этой формы отношений очень даже хорошая,другое дело подкачала реализация))))Точно так же,как и в совке-взяли шикарные идеи марксизма и извратили до обычной тирании.
Так что сам суди.Если анархизм и станет реальностью,то на очень короткий срок.Так уж мы устроены.Вспомни про 95%.Большинство даже не сможет воспринять эту теорию и понять в чём её суть.А со временем концентрация власти или чего-то другого в руках малой группы людей и снова поехало всё к капитализму))).Ну не верится мне,что современный человек сможет,как писал Кропоткин - собрать всю деревню,устроить пир и подарить всё нажитое другим,а потом сказать:"Я потерял своё богатство,зато нашёл новых друзей!".
Кароче да,надо современных анархистов читать.Может они нашли ответ)

Сидоров-Кащеев
21.11.2010, 15:02
Я не говорил,что верю им.И вообще-капитализм-просто форма экономических отношений,а не идеология.И идея этой формы отношений очень даже хорошая,другое дело подкачала реализация))))Точно так же,как и в совке-взяли шикарные идеи марксизма и извратили до обычной тирании.
Так что сам суди.Если анархизм и станет реальностью,то на очень короткий срок.Так уж мы устроены.Вспомни про 95%.Большинство даже не сможет воспринять эту теорию и понять в чём её суть.А со временем концентрация власти или чего-то другого в руках малой группы людей и снова поехало всё к капитализму))).Ну не верится мне,что современный человек сможет,как писал Кропоткин - собрать всю деревню,устроить пир и подарить всё нажитое другим,а потом сказать:"Я потерял своё богатство,зато нашёл новых друзей!".
Кароче да,надо современных анархистов читать.Может они нашли ответ)

1. Идеология для капитализма - либерализм :) Это если грубо. И я говорил вообще, а не про когото конкретно :)

2. Марксизм ИМХО изначально тупиковая ветвь социализма и весьма поганенькая :cool:

3. Сужу сам. Анархизм будет - это мое ИМХО - всерьез и надолго :D

Не веришь - а зря кстати - современные человеки - они очень разные:.

И кстати вот (готовится очередное переиздание + вступительная статья на тему):
http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=119714

Dantist
21.11.2010, 15:15
1.Если грубо-да.А если подумать,для капитализма есть куча приемлимых идеологий
2.Ну тут согласен)))
3.Не будь так догматичен. Думаю,если читал фрейдистов,бихэвиористов и прочее,то поймёшь,что именно движет людьми и почему они возвращаются к прогнившему капитализму.Тут больше природная,биологическая составляющая играет роль.
4.Ты меня литературой завалил.Дай время почитать.Тогда поговорим уже.

Сидоров-Кащеев
21.11.2010, 15:59
1.Если грубо-да.А если подумать,для капитализма есть куча приемлимых идеологий
2.Ну тут согласен)))
3.Не будь так догматичен. Думаю,если читал фрейдистов,бихэвиористов и прочее,то поймёшь,что именно движет людьми и почему они возвращаются к прогнившему капитализму.Тут больше природная,биологическая составляющая играет роль.
4.Ты меня литературой завалил.Дай время почитать.Тогда поговорим уже.

1. Приемлимых -да. Обосновывающих классический капитализм - это либерализм. современный - неолиберализм в духе Милтона Фридмана, восходящих к фон Мизесу и Хайеку.

2. Эт еще Бакунин писал :cool: Да и вообще сам Маркс личность интересная, но и он сам про себя говорил что не марксист. мне в этом смысле интересна его интерпритацию Рюбелем, ну и подобным образом - http://aitrus.info/node/581

3. Я не "догматичен" и я много чего читал, и вообще в вакууме живу, да еще историю понемногу изучаю современную :cool: Поэтому насчет биологического и природного полностью не согласен. Ну а так - весьма ценю "Психологию масс и фашизм" Райха и "Бегство от свободы" Фромма (у которого кст больше всего пожалуй ценю "Анатомию человеческой деструктивности").

4. завалить - эт я умею - потому как поспорить люблю, иногда, но спорить лозунгами мне не интересно:D

Алекс Капчинский
22.11.2010, 10:56
Поэтому насчет биологического и природного полностью не согласен.
Надо понимать как, биологического - генетического (генотип), а природного фенотип, т. е. влияние окружающей среды?
Не веришь - а зря кстати - современные человеки - они очень разные:.
А почему они разные?

Dantist
22.11.2010, 20:51
Надо понимать как, биологического - генетического (генотип), а природного фенотип, т. е. влияние окружающей среды?

А почему они разные?

Надо понимать бессознательные концепции и рефлексы.Плюс девиантность и прочее,это уже психология.Генетика,безусловно,тоже.Лично у меня на этом месте возник ступор.Социальный контроль должен быть так или иначе,а при такой вот свободе эгоистические тенденции человека явно выйдут на первый план.
И в этом плане люди на самом деле разные

Алекс Капчинский
29.11.2010, 09:24
Думаю,если читал фрейдистов,бихэвиористов и прочее,то поймёшь,что именно движет людьми и почему они возвращаются к прогнившему капитализму.Тут больше природная,биологическая составляющая играет роль.
Фрейда читал – «Психология подсознательного». Интересно, но много мути, не понятны причины вызывающие желания насилия. В свое время я занимался изучением «экстрасенсорики» возникающей у некоторых людей. Пришел к выводу, что это вполне объяснимо на генетическом и квантовом уровне, больших сложностей нет. Сложности возникали у тех, кто официально пытался заниматься этой проблемой. Вывод простой, на верхах прекрасно знают, что это такое и боятся огласки. Однажды друг дал прочесть Климова, который Григорий Петрович. Если бы я не был подготовлен, как в научном плане, так и на бытовом, то я бы выбросил эту голубую муть. Зная, что нас все пытаются надуть, я начал читать, и первая мысль была: «А как власть это пропустила?». Этот экстравагантный автор, написал все про власть, про ее слабые стороны, просто и понятно, но как ему удалось напечататься? Рассуждая над этим вопросом, я открыл еще кучу интересного о князе мира сего, благо под боком есть представитель сего зазеркального мира. Единственно, я у него не нашел ответа, а как получаются столь удивительные экземпляры и что же с этим делать?

Генетика,безусловно,тоже.Лично у меня на этом месте возник ступор.
Достаточно школьного курса биологии, очень рекомендую, после неомарксизма это не сложно. Законы Менделя все достаточно просто объясняют. Вырождение происходит в две стороны доминантную и рецессивную. Причем у нормальной пары, вероятность появления вырожденного потомства близка к 50%, и существенно уменьшается при различном наборе генов, т.е. чем дальше «национальные» признаки, тем эта вероятность меньше. Но это для нормальных людей, которые в меньшей степени подвержены нарушениям «национальным» традициям. А вот для ненормальных, наоборот, чем ближе генетическое сходство, тем больше вероятность, что будет нормальное потомство. Это я убедился в собственной семье. Единственное условие для ненормальных, это у одного родителя должно быть преобладание доминантной гомозиготности, а у другого – рецессивной. Только при таком сочетании генов потомство у ненормальных будет нормальным и здоровым, но сразу предупреждаю, что жизнь этих родителей будет не из приятных. Один как тень из будущего, другой как гость из прошлого, а настоящее проскакивается – театр абсурда. Но разве между властью и производителями не тоже самое?

Dantist
29.11.2010, 13:29
Чтобы понять Фрейда,надо начинать с более простых его произведений - Введение в психоанализ(объясняются основные механизмы неврозов и поведение бессознательного,довольно логично и систематизированно,термины вводятся по мере знакомства с концепцией бессознательного),Тотем и табу(больше по культурологии,но поясняется всё отлично).
+Фрейд уже достаточно устарел и даже мне видны слабые стороны его теории-всё очень метафизично,и много элементов,противоречащих друг другу.Думаю,в этом плане актуальны неофрейдисты.До сих пор.Поэтому Фрейда почитать стоит,но только для кругозора))))

Сейчас без разницы что печатать-народ слишком деградировал и уже ничего делать не будет.Мало читающих и мыслящих людей,понимаешь...Что ни печатай-люди прочитают и скажут:"О,боже,какая чушь.Зачем мне это читать,если это не приносит прибавочной стоимости?".Яркий пример-всё моё окружение.Если я рассказываю про книгу или статью,которую прочитал,мне либо отвечают,что это полная чушь и толку в реальной жизни от неё нету(философия это для лохов,которые не хотят ничего делать),либо просто забывают об этом в следующюю секунду.Никакой рефлексии.Человеку просто не интересно ничего,выходящее за границы шмоток и новых диванов от икея.Так что,чтобы ты ни написал-никакого резонанса не последует.

Из школьного курса биологии помню только дарвинизм.(((
Да и генетика не столько важна тут,как та же самая девиация.Допустим,существует анархизм.В зависимости от типа личности,будет присутствовать склонность её к девиантному поведению.Будет природное желание насилия,подчинение механизмам удовольствия.Это природа человека и от неё не избавишься.Её можно только контролировать-культурой и властью в том числе.

tetryl
01.12.2010, 02:16
Человеку просто не интересно ничего,выходящее за границы шмоток и новых диванов от икея.Так что,чтобы ты ни написал-никакого резонанса не последует.


А во времена Маркса и Бакунина, думаете, люди были другими? Их тоже мало что интересовало, кроме повседневных сугубо материальных забот. Именно поэтому все основоположники анархизма (да и марксизма тоже) были более-менее состоятельными людьми, которым не надо было беспокоиться о хлебе насущном. Да и происхождения они были знатного. А рабочему думать о сути мироустройства некогда, ему надо ишачить у станка, и мечты у него сугубо пролетарские - поскорее смену оттрубить, потом домой, попить-поесть и в люлю, а назавтра все по тому же сценарию. Так что с тех пор мало что изменилось, с той только разницей, что в среде современной элиты "поборники блага народного" отсутствуют начисто.