PDA

Просмотр полной версии : 14.02.2009г. умер Луис Андрес Эдо


Сидоров-Кащеев
26.02.2009, 01:37
14. февраля в Барселоне в возрасте 84 лет скончался известный анархо-синдикалист Луис Андрэс Эдо. Луис до конца был одним из самих ясновидящих представителей испанского анархо-синдикализма. Но он также был одним из тех рабочих активистов, которые несмотря на все репрессии десятилетиями рисковали жизьню в борьбе против фашистской диктатуры Франко. Несколько мгновений его бурной жизьни между профсоюзом, партизанщиной и застенками мы хотим представить как пример пожизненной борьбы за свободу.

Луис Андрэс Эдо родился в 1925 году в Барселоне. С шестнадцати лет он работал железнодорожником и там познакомился с действующими в подполье профсоюзниками анархо-синдикалистской CNT. В голодные 40-ые годы он совместно с товарищами взламывал пломбы на товарных вагонах и экспроприировал и раздавал продукты питания. В 45-ом году он как школьник вечерней школы участвовал в стачке школьников Барселоны. Когда его призвали в армию Франко он в 1947 году эмигрировал во Францию. В 1949 году он нелегально попытался пробраться в Испанию. Его арестовали и он год сидел в тюрьме. В 1949 году было арестовано более 300 анархистов, нескольких расстреляли. В 1950 году Эдо вернулся во Францию. В эмиграции Эдо участвовал в локальной секции CNT в Париже, секретарем которой он стал, так же как и секретарем комитета Иберийской федерации либертарной молодежи (FIJL).

Луис часто возвращался в Испанию для выполнения партизанских задач. В 1966 году его с несколькими товарищами арестовали при подготовке "Операции Дуррути" в Мадриде. Членам группы "Primero de Mayo" предъявили обвинение в том, что они хотели захватить в заложники американского контрадмирала Gillette. Этот был высшим связным офицером с режимом Франко. Его хотели захватить и потом снова выпустить, создав этим огласку убийственной ситуации для многих тысяч политических заключенных в испанских застенках. Эдо за подготовку бунта, владение оружием итп. приговорили к 9 годам заключения. В 1972 году его досрочно освободили. В 1974 году во время очередной подпольной поездки в Испанию Эдо вновь арестовывают, на сей раз приговор - 6 лет тюрьмы. Только в феврале 1976 года пару месяцев после смерти Франко Эдо попал под генеральную амнестию и вышел на свободу. Его избирают в каталанский региональный комитет CNT, в котором он несколько лет принял участие. В эти годы он был свидетелем как и бурного подъема CNT, так и резкого падения после операции спецслужб около "Caso Scala" и внутренней распри, как например раскола каталанской CNT в середине 90-ых.

Луис Андрэс Эдо кроме того был сотрудником нескольких газет и к книжных проектов, последним в октябре 2006 года вышла его автобиографическое произведение "La CNT en la encrucijada".

С Луисом Эдо всемирный анархо-синдикализм потерял ясновидящего и энергичного бойца.

(перевод с немецкого, источник www.fau.org)

http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?f=6&t=7&sid=0d58c05e5f3204f23692256c85694ecd

Луис Андрес Эдо, анализ анархо-синдикализма в Испании после смерти Франко

Текст является частью статьи "CNT - кризис и перспективы сегодня" Луиса Андрэса Эдо, которая была опубликована в немецком "Schwarzer Faden" в 1986 году. Л.А.Эдо в это время, руководил традиционной газетой CNT - "Рабочую Солидарность" - "Solidaridad Obrera". Статья коротко представляет развитие CNT после смерти Франко, причины ее резкого подъема а потом и резкого падения

(При переводе заметил что употребляются некоторые термины, которые возможно лучше предварительно объяснить. За возможные ошибки в стиле прошу извинить, переводил быстро):

UGT - (Всеобщий Рабочий Союз) - социалистический профсоюз в Испании, тесно связанный с Социалистической партией PSOE
CCOO - Рабочие комиссии, коммунистическая профсоюзная организация, тесно связана с Коммунистической партией
переходной период (Transicion) - период перехода от диктатуры Франко к т.н. демократии
разрыв - требование резко покончить с франкистским прошлым, вместо "реформ" которые проводились совместно с франкистами)

CNT в переходной период
Исходя из наличных фактов следует сделать и анализ трудной реконструкции CNT (одного из главных протагонистов Испанской революции) в первое время переходного периода, а также - на протяжении этих десяти лет - резкого подъема и позднее не менее резкого спада и раскола.
Под травматической угрозой "призрака" военного путча все левые группировки с первого мгновения перехода отказались от возможности "политического разрыва" в пользу "перемены режима Франко". Это проводится под евфемизмом "соглашательской реформы", и означает не что иное как сделать актером прикрытый нео-франкизм. По-этому любая организация деятельность которой была направлена на политический разрыв и которая придерживалась революционной цели, - как CNT, у которой была надежда создать организацию во всей стране - сталкивалась с серьезными препятствиями при реконструкции и обновлении своего влияния, которого она лишилась из-за разгрома режимом Франко. В отличии от Рабочих Комиссий (CCOO) и социалистического профсоюза (UGT), которые подчинены диктату Коммунистической партии или Социалистической партии (PSOE), CNT в стране является единственной рабочей организацией, которая независима от диктата любой политической партии, следствием чего она является единственной организацией с самого начала настаивающей на разрыве. (Есть еще другие, но они не распространены по всей стране, и их нельзя причислять к рабочим организациям.) В этом аспекте причины главных трудностей первого времени переходного периода. Когда в ноябре 1975 года после смерти Франко все группировки левых начали огромное - часто производящее фольклёрное и гротескное впечатление - состязание, чтобы завоевать себе место на новой политической сцене, реорганизация CNT начинается медленно и связана с трудностями и противоречиями.

До проведения первых заседаний на локальном и региональном уровне в Мадриде и Барселоне миновало почти шесть месяцев . Спустя еще шесть месяцев состоялось первое международное собрание, два месяца позже создался первый Национальный комитет. Этот орган только в марте 1977 года публично был представлен в Мадриде.
Первый региональный комитет Каталонии создался только к декабрю 1976 года, т.е. 13 месяцев после смерти Франко. Эта медленная реорганизация структур CNT в Каталонии началось "собранием Санса" в феврале 1976 года в Барселоне, а в августе того же года CNT Каталонии насчитывает 2000 членов. Первое региональное собрание созывается в октябре, а при заключительном заседании в декабре 1976 года в CNT входит уже 6000 человек. На втором региональном собрании в Каталонии организация насчитывает уже 12.000 человек. Локальная федерация Мадрида в то же время насчитывает 1000 человек.

Эти цифры являются доказательством трудностей с которыми CNT должна была справлятся в первое время переходного периода. UGT в то время уже провела два съезда в Испании, а Рабочие комиссии провели свое учредительное собрание. Вертикальный профсоюз был провозглашен только в апреле 1977 года. Во время этих событий все политические направления начиная правыми и доходя до левых праздновали "похороны" CNT.

Но внутри организации что-то пришло в движение, и как всегда это было движением снизу, а не с верхушки организации и ее репрезентативных органов. На самом деле в это время прошло более тысячи мероприятий, на которых CNT представилась на фабриках, в мастерских, социальных центрах, школах и университетах. Идеи, которые на этих мероприятиях представила CNT, возбудили большое ожидание, так как характер направленный на политический разрыв контрастировал "соглашательство", - которого придерживались остальные профсоюзы и все левые течения. CNT кроме того распространила идею трансформации общества, которая основана на социальном, экономическом и политическом самоуправлении - т.е. концепции либертарного коммунизма.

На этом начальном этапе перехода, произошли первые политические авантюры, с помощью которых CNT хотели избавить от анархо-синдикалистского содержания, нейтрализовать направленную на разрыв концепцию, и выдворить анархистов из репрезентативных комитетов. В этом контексте нужно вспомнить попытку компромитирования CNT Каталонии в августе 1976 года. Была проведена попытка создания "соглашательского союза" с UGT и SOC (христианским союзом), которая была четко отклонена региональным собранием в октябре.

И как раз в этот момент начался рабочий конфликт с характеристикой явно направленной на разрыв. Всех профсоюзов и больших левых партий этот конфликт застал врасполох, и CNT явилась единственной рабочей организацией защитившей проведение и продолжение конфликта.

Речь идет о стачке 4500 рабочих фирмы "Roca Radiadores" в Гаве, поселке который находится недалеко от Барселоны. Рабочие комиссии и Коммунистическая партия Каталонии все свое влияние автоматически использовали против этой стачки и эту свою вражду распространили на организации Барселоны, Каталонии и всей Испании. Из-за позиции коммунистов рабочие Roca были вынуждены терпеть полный бойкот в средствах массовой информации. Стачку хотели задавить непроломной "стеной молчания" и в этом участвовали как лидеры вертикального профсоюза, так и предприниматели. Потому-что начавшееся движение взялась за пролом соглашения, которое вертикальный профсоюз, Рабочие комиссии и предприниматели совместно заключили.

Конфликт начался потому-что руководство фирмы отказалось признать избранного рабочими делегата. Конфликт обострился, когда 4500 рабочих собравшиеся на предприятии, были оцеплены полицией. Полиция зашла на территорию фирмы, насильственно разогнала собрание, арестовала 40 рабочих, из которых 8 попали в тюрьму. Этот конфликт разорвал структуру схемы традиционной стачки. После насильственного воздействия полиции 4500 рабочих не только начали совместно бастовать - но и в Гаве также прекратилась всякая деятельность. Лавки, школы и заведения закрылись и подключились к стачке. Полиция оцепила поселок, жители принялись строить баррикады и пять дней Гава была полностью отрезанной от мира. Потом полиция по приказу министра внутренних дел зашла в поселок.

CNT это движение поддерживала с самого начала и мобилизовала всю органическую структуру в Барселоне, Каталонии и Испании. Делегаты направлялись в разные страны и привлекали внимание международного рабочего движения к этой стачке.

Лидеры этих движений были ошарашены размером конфликта, так как их братские организации в Испании т.е. Рабочие комиссии и UGT не предоставили им ни малейшей информации. Сама CNT с ее еще мало развитой органической структурой не смогла бы в одиночку противостоять бойкоту на профсоюзном, политическом и информационном уровне. И так дело дошло до развития самого широкого и необычного движения солидарности в последние годы. Органическая структура CNT полностью была задействована как база для логистики забастовки и либертарное и антиавторитарное движение страны полностью поддержала движение солидарности для рабочих "Roca", за счет чего забастовку можно было продлить четыре месяца.

Смысл этой забастовки заключался не только в требованиях рабочих "Roca" и в направлении рабочего движения на разрыв, но и в дееспособности собраний и в прямом действии (CNT выступала за общие собрания вместо собраний делегатов совета предприятия). Так как CNT решительно защищала эти принципы, она стала для власти и главным образом для политических сил которые защищали "перемены режима Франко" врагом рабочих, которого следовало либо уничтожить, либо нейтрализовать.

Подъем, несмотря на репрессии

С этой позиции следует рассмотреть и полицейскую акцию 30 января 1977 года, при которой в Барселоне арестовали 50 членов CNT предьявив им обвинение по проведению нелегального собрания для воссоздания FAI. Спустя пару дней аресты начали проводиться и в Валенсии, Мурсии, Малаге, Сарагоссе и Мадриде. Но можно сказать, что несмотря на эту репрессию полное расширение CNT на самом деле началось после окончания действий касающихся "Roca".

В апреле Национальный комитет созвал митинг в Мадриде, на котором участвовали 30.000 человек. Два месяца спустя состоялся митинг регионального комитета в Валенсии, с участием 35.000 человек. 2 июля 1977 года 300.000 человек приняли участие на митинге регионального комитета Каталонии в Барселоне около горы Монжуих. Четыре недели спустя региональный комитет провел "Международные Либертарные Дни В Барселоне". В этом мероприятии, которое длилось 4 дня участвовало полмиллиона человек. В это время в Каталонии в CNT входят уже 100.000 человек, а во всей Испании существуют 475 синдиката.
В это время другие профсоюзы, рупоры Коммунистической и Социалистической партии, приняли участие в так называемом "договоре Монклоа" (названный так по резиденции испанских правителей). Внутри профсоюзного движения CNT вновь явилась единственной организацией, борящейся против этого договора.

Ответ со стороны правительства - очередная полицейская акция. Инсценировка теракта на увеселительное заведение "Scala" в Барселоне, после чего дело доходит до массовых арестов и заточений. Как известно полиция спланировала и провела эту операцию с помощю стукача Хоакина Гамбина (Joaquin Gambin).
Несмотря на репрессию CNT сохранила жизнеспособность, которая стала заметной и на 5-ом съезде, в котором приняли участие 435 синдикатов со всей страны.

Расколы - второй уровень репрессии?

Этот съезд вновь воспротивился соглашательской ориентации синдикализма. 11% делегатов после этого покинули съезд, и только 36 синдикатов выразили свое согласие с этим поведением и стали первичным ядром раскола CNT, которое согласилось с коллаборационистским поведением и поддержало позицию UGT и Рабочих комиссий.
После прихода к власти социалистов в 1982 году эта перспектива коллаборации еще более усиливается, и после 6 съезда, который прошел в Барселоне в 1983 году, дальнейшее меньшинство синдикатов откалывается от органической структуры CNT (по всей Испании 25 синдикатов), которые в июне 1984 года объединяются с отколовшимися на 5 съезде синдикалистами. Эти две группировки вместе представляли едва 18 % оставшихся в CNT синдикатов, которые и далее придерживались анархо-синдикалистской позиции. Эти факты явно понизили дееспособность CNT, отразились на престиже и состоятельности и вызвали недоумение у рабочих "двойственностью инициалов" (отчасти и двоиственности газет - т.е. выходили две разные газеты с одним названием), нагло присвоенных отколовшимися синдикатами, что поддерживалось государством, которое предпочтение отдавало им.

Исходя из этих фактов, которые для CNT наверняка не являлись положительными, еще нельзя сделать окончательный вывод о недостаточной перспективе анархо-синдикализма. В первую очередь потому, что в настоящем политическом процессе не удалось привлечь рабочих в организационные структуры. (Нельзя забывать что всего лишь 8,5% рабочих организованы в профсоюзах). Во вторых массовый оттек из профсоюзов явное доказательство тому, что рабочие не согласны с политикой профсоюзов, навязываемой государством. Из чего следует что организованное рабочее движение вследствии реформистской и нацеленной на интеграцию ориентации профсоюзных аппаратов и из-за отказа рабочих от такого направления, не пользуется массовой поддержкой.

Прямое действие, автономия, дееспособность собраний и федерализм значит являются социальными и синдикальными положениями, которые смогут вернуть рабочему движению свою состоятельность, свой протагонизм и свою мощь. Это перспектива CNT.

http://anarhia.org/forum/showthread.php?t=5142