PDA

Просмотр полной версии : Структура Безгосударственного коммунистиеского общества (М. Магид)


Сидоров-Кащеев
24.07.2008, 21:11
Устойчивость любого общества основана на подобии всех его частей целому.
Первобытное общество состояло из небольших неиерархически устроенных общин охотников и собирателей. Римская империя состоял из множества клеточек - колоний, муниципий и т.д., которые с теми или иными вариациями повторяли структуру самого Рима-полиса. Эти структуры тяготели друг к другу и дополняли друг друга.
Феодальное общество было большой феодальной пирамидой во главе с королем или крупнейшими аристократами, но состояло при этом из множества маленьких пирамид - относительно небольших феодальных владений, где над крестьянскими или городскими общинами возвышались феодалы с их дружинами, чем-то напоминавшие современных рекитиров.
Единство капиталистического общества так же поддерживается его однородностью. Первичным кирпичиком капиталистического общества является частное предприятие, основанное на авторитарном управлении и присвоении небольшим меньшинством (акционерами предприятия и верхушкой менеджмента) результатов коллективного труда всех работников.
А что лежит в основе безгосударственного коммунистического общества?

http://czech-republic.cc/bd_content/max_foto/czech_krumlov_552.jpg

Социальная система, в которой мы живем сегодня, является чрезвычайно сложным организмом. Огромные города, начиненные под хзавязку крупными и мелкими предприятиями, сложнейшими транспортными системами, узлами управления - неизбежно подразумевают бюрократизм. Нужны профессионалы-управленцы, чтобы контролировать современным десяти- двадцать- миллионный мегаполис. Отсюда господство аппарата профессиональных чиновников над всеми прочими людьми. Кроме того, усложнение всех социальных и производственных процессов порождает узкую специализацию. Люди все меньше понимают друг друга - слишком уж различна их деятельность, а, следовательно, и круг интересов (правда, в современном капиталистическом обществе имеется и противоположная тенденция, направленная на преодоление специализации; из-за необходимости часто менять работу, средний житель США сменяет на протяжении жизни 4 профессии).

Огромность современного общества порождает и еще одну, поистине фатальную проблему - его хрупкость. Система слишком сложна. Сбои на отдельных ее участках способны привести к ужасным последствиям. Случись пожар в небоскребе, или прорыв ядохимикатов в реку, питающую город водой, выход из строя системы энергоснабжения зимой, и мегаполис превратиться в смертельную ловушку. События в Бхопале, Чернобыле, 11 сентября в Нью-Йорке, катастрофа в Харбине в 2005 году заставляют специалистов говорить о наступлении эпохи техногенных катастроф.

http://www.riverpilgrim.ru/lj/travel/china/pekin2/005.jpg
Пекин. Вид из самолета.

Безгосударственное коммунистическое общество, напротив, является подвластным коллективному разуму, управляемым силами народных собраний. Следовательно первичная структура этого общества должна быть относительно небольшой, обозримой, простой. Из опыта греческих полисов и средневековых независимых городов, мы знаем, что уже полис в несколько десятков тысяч жителей (Афины) становился плохо управляемым (рост образования и современные системы коммуникации позволяют, вероятно, расширить число обитателей коммуны).

С другой стороны задачи освоения редких природных ресурсов, потребность в крупномасштабных промышленных и иных проектах (от строительства мощных электростанций до высокой хирургии и систем образования) и глобальное экологическое планирование потребует концентрации усилий в больших масштабах. Поэтому коммуны будут связаны между собой общими проектами (хозяйственными, научными, социально-культурными, образовательными и т.п.) в единую сеть.

Современному человеку, сфабрикованному капитализмом, все труднее представить себе иные социальные миры. Но они существовали в прошлом, и, коли человечество не погибнет в какой-нибудь катастрофе, появятся и в будущем.

В прошлом человечество умело создавать простые, устойчивые и эффективные структуры для решения сложнейших социальных вопросов. Причем строились такие структуры на принципах сотрудничества, а не конкуренции.

http://www.clow.ru/a-world/18980-1.jpg

Одной из них была крестьянская община. Это сообщество численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, состояло из семей, самостоятельно обрабатывавших участки земли и распоряжавшихся продуктами труда по своему усмотрению (за вычетом того, что приходилось отдавать под принуждением государству или феодалу). Но земля находилась в коллективном распоряжении общины и периодически переделялась между ее членами в соответствии с принципом равенства. Кроме того, различные работы выполнялись коллективно. Вопросы, касающиеся всех членов общины (от строительства моста до порядка коллективного выпаса скота) тоже решались коллективно, на сходе сельских жителей. Процветала взаимопомощь между крестьянами. Господствовал принцип "я помогу тебе сегодня, а ты мне - завтра". Ведь от процветания отдельно взятого члена общины зависели все прочие ее члены. Индивидуальные интересы в далеко идущей степени совпадали, таким образом, с коллективными.

Невозможно и не нужно восстанавливать древнюю сельскую или городскую общину. Но можно, используя современные технологии, создать социальный организм, который во многом воспроизводил бы ее черты на новом этапе истории.

http://img.rian.ru/images/8069/21/80692169.jpg
Андрэ Горц

Как могло бы выглядеть такое общество? Об этом рассуждает французский экономист и социолог, специалист по современным социальным движениям Андрэ Горц: "Продукция из действительно прочных тканей, обувь, сохраняющаяся годами, машины, лёгкие в починке и способные функционировать в течение века - все это можно представить в пределах техники и науки, также как и широкое развитие общественных служб (транспорт, прачечные и т. д.) освобождающих людей от покупок дорогих, хрупких и пожирающих энергию машин. Представьте себе в каждом коллективном доме: прекрасно оснащенную мастерскую для поделок, прачечную-автомат с воздушной сушкой и глажением, и будете ли вы тогда по-прежнему нуждаться в вашем индивидуальном оборудовании? Станете ли вы торчать в пробках на дорогах, если есть удобный общественный транспорт, стоянки для велосипедов и мопедов на площади, плотная транспортная сеть, общая и для городов и для пригородов? Представьте себе также централизованно планируемую крупную промышленность, выпускающую только необходимое: четыре или пять моделей прочной обуви и одежды, три модели вместительных и видоизменяемых машин, необходимых для общественных нужд. (Андре Горц полагал, что централизованное управление промышленность будет осуществляться на основе планов, составленных рабочими советами таких предприятий совместно с территориальными коммунами и исходя из потребностей последних. Поскольку число промышленных товаров резко сократится, индустриальное производство окажется более управляемым, чем сегодня. - прим. ред.) Это невозможно в ориентированной на непрерывный рост капиталистической экономике? Да. Это вызвало бы массовую безработицу? Нет. Потому что рабочая неделя занимала бы двадцать часов, оставляя возможность менять жизнь по своему усмотрению. Все было бы однообразным и серым? Нет - вообразите вот что: Каждый квартал, каждая коммуна располагают открытыми день и ночь мастерскими, оснащенными всем, что может оказаться полезным, включая машины. Жители кварталов индивидуально, коллективно или группами изготовляли бы различные вещи для себя, а не для рынка, согласно своим вкусам и желаниям. Так как они работали бы только двадцать часов в неделю (а может быть и меньше), взрослые могли бы все время учиться тому, что дети изучали бы в начальной школе: работе с тканью, деревом, металлами, работе электрика, механике, керамике, агрокультуре... Это утопия? Это может стать программой. Ибо эта "утопия" соответствует наиболее прогрессивной и не ложной форме социализма. То есть общества без бюрократии, общества, где рынок отмирает, где всего всем хватает и где люди индивидуально и коллективно свободны формировать свою жизнь, выбирать то, что они хотят делать и иметь больше необходимого. Общества, где "свободное развитие всех станет целью и условием свободного развития каждого" (Маркс)'.

http://www.respect-reality.cz/web/savedata/files/obrazky/Krumlov5.jpg

Итак, основой самоорганизованного общества, его ядром, может стать самоуправляемая община (квартал, район) с населением в несколько тысяч (или в несколько десятков тысяч) человек. Производство будет переориентировано на нужды этой самоуправляемой общины, коммуны, будет находиться под ее коллективным контролем. Все что коммуна сможет произвести для себя, она будет делать самостоятельно. Крупные же промышленные проекты будут совместными предприятиями коммун, будут находится в их совместном управлении.

http://shraibman.livejournal.com/122522.html

самурай
25.07.2008, 02:54
Да, Кропоткин актуален сегодня. И Букчин и Горц - во многом основывали свои взгляды на идеях Кропоткина. Отличная работа Дамье на эту тему была: "Актуальность идей Кропоткина в свете экологического кризиса" или как-то так. Он мне в рукописном варианте давал, я хотел издать, но потерял. Еще "Либертарный социализм и экологическая катастрофа" его же. Эта в журнале "Кентавр" публиковалась. Хорошая работа.
Я жалею, что Дамье и Магид, да и Рублев отсутствуют на этом форуме. Они бы "убили" наших крайних либералов. Поговори с ними. Форум та читаемый.

Сидоров-Кащеев
25.07.2008, 10:06
самурай, ну, Рублев тут бывал помнится, а у "стариков" своих проблем и заморочек хватает :\

Heetter
25.07.2008, 13:45
Они бы "убили" наших крайних либералов.

А надо? Свобода совести, однако... Да и какой смысл всех "причесывать" под одну гребенку?
Радует, что хоть своими признаете! :)

giorgi
25.07.2008, 20:11
Радует, что хоть своими признаете!

Да это как в том анекдоте///

Вторая Мировая, двое таких колоритных украинец и русский входят в соженное еврейское селение, ну и видят там трупы,виселицы.....
Один говорит:------ Ууу гады фашисты, бачишь шо они с нашими жидами сробылы?
Второй:------ Ничего, как дойдем до Берлина мы с ихними жидами еще не такое сделаем!!!!!!

Так и здесь!!!!!!

Сидоров-Кащеев
25.07.2008, 20:26
Да это как в том анекдоте///

Вторая Мировая, двое таких колоритных украинец и русский входят в соженное еврейское селение, ну и видят там трупы,виселицы.....
Один говорит:------ Ууу гады фашисты, бачишь шо они с нашими жидами сробылы?
Второй:------ Ничего, как дойдем до Берлина мы с ихними жидами еще не такое сделаем!!!!!!

Так и здесь!!!!!!

да ладно вам - мы вроде не ругались :D или я что-то забыл :cool:

Сидоров-Кащеев
25.07.2008, 20:26
giorgi, а анекдот порадовал - забавный :D

giorgi
25.07.2008, 21:02
да ладно вам - мы вроде не ругались
Да нет, вы что , какой "ругались".........
Это я по поводу "либералов":D:D

Idealist
13.08.2008, 03:25
Одной из них была крестьянская община. Это сообщество численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, состояло из семей, самостоятельно обрабатывавших участки земли и распоряжавшихся продуктами труда по своему усмотрению (за вычетом того, что приходилось отдавать под принуждением государству или феодалу). Но земля находилась в коллективном распоряжении общины и периодически переделялась между ее членами в соответствии с принципом равенства. Кроме того, различные работы выполнялись коллективно. Вопросы, касающиеся всех членов общины (от строительства моста до порядка коллективного выпаса скота) тоже решались коллективно, на сходе сельских жителей. Процветала взаимопомощь между крестьянами. Господствовал принцип "я помогу тебе сегодня, а ты мне - завтра". Ведь от процветания отдельно взятого члена общины зависели все прочие ее члены. Индивидуальные интересы в далеко идущей степени совпадали, таким образом, с коллективными.

Невозможно и не нужно восстанавливать древнюю сельскую или городскую общину. Но можно, используя современные технологии, создать социальный организм, который во многом воспроизводил бы ее черты на новом этапе истории.

Не знаю, как у кого, но у меня сложилось впечатление, что изображенная реальная жизнь крестьянской общины - это одно, а построенная на ее примере жизнь бесгосударственной коммуны - совсем другое.

В связи с этим считаю необходимым сделать следующее замечание-уточнение. Если бы в крестьянской общине существовала исключительно коллективная (общинная) собственность на землю, то это подразумевало бы и коллективную (совместно всей общиной) ее обработку. Однако, насколько я понял из описания жизни крестьянской общины, коллективное распоряжение землей (аналог коллективной собственности при анархо-коммунизме) в ней - понятие условное, чисто потенциальное. В реальности земля постоянно находилась в личном распоряжении (аналог личной собственности) крестьян. Причем необходимо заметить, что речь идет об аналогии с личной собственностью, а не с частной, поскольку поскольку реальные "собственники" не эксплуатировали на этой земле чужой труд. Частная собственность, не эксплуатирующая чужой труд, перестает быть частной как таковой и становится собственностью личной, не противоречащей принципам анархо-коммунизма.

Именно господство личной "собственности" в крестьянской общине и наделяет последнюю такими положительными свойствами, как взаимопонимание, взаимопомощь, совпадение личных интересов с общинными, коллективное принятие решений в вопросах, касающихся всей общины, и т.д.; и что особенно важно наличие высоких, как моральных так и материальных, стимулов к труду.

И в моем понимании анархо-коммунизм необходимо строить аналогично, на основе личной собственности.