PDA

Просмотр полной версии : А горела ли ряса?


Стас258
11.07.2008, 21:28
В фильме "9 жизней" на священнике, который крестил Махно, загоралась ряса. Ну, из это всякие нехорошие выводы были сделаны.
На на самом деле, есть ли какие-то факты, говорящие про то, что это на самом деле было? Или это антихудожественный вымысел или, что ещё хуже, подобие "воспоминаний" Герасименко?

Юрий К.
11.07.2008, 21:58
Об этом упоминает в своих воспоминаниях бывшая гуляйпольская учительница Н. Сухогорская, якобы со слов стариков гуляйпольцев. Сам же священник И. Стадницкий, крестивший Нестора Махно, воспоминаний не оставил. Не упоминают ничего об этом ни сам Махно, ни его ближайшие соратники. Поэтому как оно было на самом деле - сейчас одному Богу известно.

Людмила
11.07.2008, 22:17
Я встречала ссылки на воспоминания Н. Сухогорской в нескольких книгах о Н.И. Махно. Издавались ли они когда-нибудь? Очень интересно ознакомиться!

Юрий К.
11.07.2008, 22:35
Воспоминания Сухогорской были изданы в историко-революционном сборнике "Кандальный звон" (Одесса, 1927, № 6). В 1991 г. отдельные фрагменты из них были опубликованы в составленном В.Ф. Верстюком сборнике "Нестор Иванович Махно. Воспоминания, материалы и документы" (Киев, 1991).

Стас258
12.07.2008, 01:24
Значит, всё-таки, может быть правдой. Хотя это очень на киношный ход похоже.

Heetter
12.07.2008, 21:42
Значит, всё-таки, может быть правдой.

Конечно может! Только не от огня с неба. Тот огонь не опаляет... Нет тут никакой мистики. В церкви действительно легко че-нить поджечь. И волосы горят, в том числе. Народу в любом случае, самом обыденном явлении, еще хочется и знамение увидеть.
Церкви сгорают, не то что ряса поповская.:)

Shella
13.07.2008, 01:02
Вполне возможно, что это легенда, но может быть и правдой.

Heetter
13.07.2008, 01:35
Вполне возможно, что это легенда, но может быть и правдой.

Ну, а что это меняет? Если правда, так этому есть физическое объяснение. Анархисты ведь в мистику не верят. Я так думаю...
А если легенда, разве это плохое дополнение? Как говорится, сказка ложь, да в ней намек... :)

Стас258
13.07.2008, 19:07
Это не меняет, вроде, ничего. Я просто думал, что это байка киношная. Ну уж очень это на байку похоже.

Сидоров-Кащеев
13.07.2008, 19:11
Эту байку через раз в книгах упоминают :\

Anarkhistka
15.03.2011, 11:23
Скорее всего,это правда.Есть замечательная книга "Нестор i Галина.Розповiдають фотокартки.",написанная внучатым племянником Нестора Ивановича - В.И.Яланским - по реальным (а не сочиненным кем-то) свидетельствам очевидцев тогдашних событий.И он тоже описывает там этот случай.Цитирую автора : "Казали,зайнялася вiд вогника свiчки ряса на поповi,як хрестив немовля.Знак?Казали,дзюркнув малый поповi в лице,як той схилився над ним.Ну,що батюшка мiг сказати в тiй ситуацii?Звичайно ж : "Розбiйник!"

А. Комбаров
15.03.2011, 12:03
Факты, приведенные в книге Яланского и Веревки следует воспринимать с разумной критичностью: не все в ней точно и достоверно. А по поводу полыхнувшей рясы - легенда она и есть легенда, и таковой останется, поскольку люди, которые однозначно могли бы подтвердить или опровергнуть ее (родители Н. И. Махно Иван Родионович и Евдокия Матвеевна, крестные родители Г. Г. Коваленко и Н. Я Скнарева, священник И. Стадницкий и дьякон В. Семачевский) мемуаров, к сожалению, не оставили...

Юрий К.
15.03.2011, 12:19
А по поводу полыхнувшей рясы - легенда она и есть легенда, и таковой останется, поскольку люди, которые однозначно могли бы подтвердить или опровергнуть ее (родители Н. И. Махно Иван Родионович и Евдокия Матвеевна, крестные родители Г. Г. Коваленко и Н. Я Скнарева, священник И. Стадницкий и дьякон В. Семачевский) мемуаров, к сожалению, не оставили...

Реальными очевидцами происходившего в церкви могли быть только четверо из названых лиц. Родителям по обряду запрещено присутствовать при крещении... Но факт остается фактом, рассказывали о горевшей ризе еще в 1918 году (свидетельство Н. Сухогорской), что уже само по себе интересно с точки зрения формирования различных мифов вокруг имени Махно.

Дубовик
15.03.2011, 17:03
написанная (...) по реальным (...) свидетельствам очевидцев тогдашних событий. (...)
Цитирую автора : "Казали, ..."
"Казали..." Т.е. "говорили"...
Анархистка, вы понимаете разницу между свидетелем события - и свидетелем рассказа кого-то о каком-то якобы событии?
Среди современников барона Мюнхгаузена было немало очевидцев того, как оный барон что-то рассказывал. Но от этого достоверность историй про полеты на пушечном ядре не повышается...

Известный писатель и историк Эрнст Ренан в середине 19 века путешествовал по Ближнему Востоку, собирая материалы для своих книг о раннем христианстве. А будучси по профессии врачом, он занимался еще и лечением местных жителей. И вскоре с изумлением обнаруживал, что далеко впереди его маршрута арабы рассказывают друг другу о том, как он, Ренан, приращивал отрубленные руки-ноги и даже оживлял мертвых... И на каждый рассказ были очевидцы...
Это к вопросу о мифологии, мгновенно возникающей в среде сельских жителей вокруг любого мало-мальски выдающегося деятеля.

Anarkhistka
16.03.2011, 03:36
Понимаю конечно же,Дубовик.Но барон Мюнхгаузен - не очень удачный пример,т.к. он еще тот выдумщик.И в горящую рясу поверить гораздо легче,чем в полет на ядре (такого уж точно не может быть)).
И хто б чего не говорил,но книга "Нестор i Галина..." является одной из самых правдивых книг про Нестора Ивановича.В.И.Яланский беседовал и с Антони,и с Анастасией Васецкой,и с Галиной Андреевной.Та и его бабушка Варвара Петровна очень много ему рассказывала про Нестора Ивановича,а она-то знала его с самого детства,на глазах вырос.Вы считаете,и они все байки рассказывали?Я так не думаю.

Дубовик
16.03.2011, 10:59
К рассказам очевидцев, которые рассказываются спустя много десятилетий после события, всегда надо относится критически.
А Яланского я знал лично. Мне этого достаточно, чтобы не считать его абсолютно безупречным источником.

Юрий К.
16.03.2011, 13:54
Вы считаете, и они все байки рассказывали?

Может и не все. Но, Дубовик совершенно прав, к рассказам очевидцев всегда нужно относится критически и, я бы сказал, осторожно. Недавний пример из собственной практики. Разбирал я свои материалы по роду Нестора Махно и, когда дошел до его первого брака, стал перечитывать рассказ А. Васецкой В. Яланскому про нее и Махно. Вроде бы, все гладко... Но, неожиданно обнаружил, что, с ее слов, их знакомство состоялось 1 мая 1917 г. Возникает вопрос, от кого же Махно тогда получал открытки в тюрьме и кому писал сам письма?

Юрий К.
16.03.2011, 19:46
Кстати, вот такой интерсный вопрос. А.К. Васецкая (в персказе Яланского) утверждала, что их свадьба с Нестором Махно состоялась в октябре 1917 года. При этом, как она сообщала, в церкви они не вечались потому, что Нестор в Бога не верил. Вместе с тем сам он в то же время неоднократно являлся в церкви поручителем при бракосочетаниях других лиц и даже восприемником при крещении новорожденных. Кроме того, вера верой, но как быть с регистрацией брака? Дело, как говориться, не шуточное, ибо в противном случае их дети считались бы незаконнорожденными. В 1917 г. по приходу Свято-Троицкой церки с. Гуляйполя брак Н. Махно и А. Васецкой не зарегистрирован. Тем не менее, Анастасия использовала фамилию Махно. На каком основании?

Anarkhistka
19.03.2011, 13:10
Юрий К. : Насчет открыток и писем я как раз сомневаюсь.Скорее всего,Анастасия Кузьминична говорит правду - их первая встреча произошла весною 1917 года,и Нестор Иванович никак не мог писать ей письма из тюрьмы.Вот это как раз выдумка и есть.
Касаемо брака - тоже все просто.Да,Анастасия Кузьминична подтвердила в беседе с В.Яланским,що они не венчались с Нестором Ивановичем,а лишь объехали вокруг церкви на бричке.А быть крестным у чьих-то детей - это уже другое дело,и вполне вероятно що правда (хотя я лично сомневаюсь в этом).
Так конечно,все правильно - брак не зарегестрирован,т.к. они жили гражданским браком,как и многие в то время.Теория "стакана воды" работала :).
А на каком основании Анастасия использовала фамилию мужа?Так на таком же,на каком Нестор Иванович переименовал свою вторую жену из Агафьи в Галину:).Просто сказал - "Тепер ти будеш зватися Галиною" - как легко и просто:).В Республике Вольных Советов все было проще - без лишней возни,без бумажных волокит.Раз свадьбу сыграли (хоть и без регистрации),то Настя автоматически стала Махно.

А. Комбаров
19.03.2011, 13:23
Юрий К. : Насчет открыток и писем я как раз сомневаюсь.Скорее всего,Анастасия Кузьминична говорит правду - их первая встреча произошла весною 1917 года,и Нестор Иванович никак не мог писать ей письма из тюрьмы.Вот это как раз выдумка и есть.
По поводу писем Васецкой уже обсуждалась тема - вот здесь исчерпывающий ответ: http://www.makhno.ru/forum/showthread.php?t=818

Юрий К.
19.03.2011, 17:09
И хто б чего не говорил, но книга "Нестор i Галина..." является одной из самых правдивых книг про Нестора Ивановича. В.И.Яланский беседовал и с Антони, и с Анастасией Васецкой, и с Галиной Андреевной. Та и его бабушка Варвара Петровна очень много ему рассказывала про Нестора Ивановича, а она-то знала его с самого детства, на глазах вырос. Вы считаете, и они все байки рассказывали?

Anarkhistka, вы слишком доверяете этой книге. Не спорю, в ней есть интересные материалы, и я даже сказал бы очень интересные. Но это лишь в тех случаях, когда речь идет о документах или рассказах, которые можно проверить по другим источникам. В остальном же действительно есть сходство с рассказами барона Мюнхгаузена. Вот типичный пример. Вы наверняка помните душераздирающий рассказ о смерти жены Саввы Махно. Для других же в кратце сообщу о чем там шла речь. В начале мая 1918 С.И. Махно нелегально возвратился в Гуляйполе. Через несколько дней о его местонахождении сообщили австрийцам, которые сразу же попытались его арестовать. Махно бросил семью и попытался скрыться. Тогда австрийцы жестоко замучили его жену. Все это написано настолько впечатляюще, что слезы на глазах наворачиваются. А, теперь, внимание, вопрос. Как можно относится к этому рассказу, зная, что жена Саввы Махно погибла в августе 1919 года, когда австрийцами на Украине даже не пахло?

Anarkhistka
21.03.2011, 09:35
Конечно же,помню.Такое невозможно не запомнить : били,отрезали грудь,а потом закопали живьем:eek:...Странно,наверно просто возникла путаница в датах - может это ошибка,що ее убили в 1919 году?

Юрий К.
21.03.2011, 10:19
Странно, наверно просто возникла путаница в датах - может это ошибка, що ее убили в 1919 году?

Поверьте, как раз здесь ошибки нет. Она была убита в 1919, когда в селе были уже белые.

Anarkhistka
21.03.2011, 12:05
А,так выходит,ее убили белые?Значит,хтось ошибся не в датах,а в исполнителях убийства.