PDA

Просмотр полной версии : Духовный атеизм Андре Конт-Спонвилля


Shella
10.06.2008, 01:28
Как-то я наткнулась на интересное интервью с французским философом Андре Конт-Спонвиллем, который утверждает, что "высота духа доступна не только верующим". Привожу текст этого интервью здесь.

«Высота духа доступна не только верующим»

«Атеисты должны создать такой тип духовности, который согласуется с идеей мира, где Бога нет». Этот призыв философа Андре Конт-Спонвиля вызывает замешательство у тех, для кого духовность — синоним религиозности. Между тем он убежден в том, что у каждого, кто обладает разумом, есть и духовная жизнь. Речь не о том, чтобы отправляться в крестовый поход против всех религий, и уж тем более не о том, чтобы смеяться над верующими. Если за что-то и надо сражаться, считает он, так это за светскую духовность и свободу совести. Его призыв к толерантности и открытости особенно актуален сейчас, когда разного рода фундаменталисты толкают нас к кровопролитию.

Psychologies: Почему вы отстаиваете светскую духовность?
Интервью с Андре Конт-Спонвилем

Этот философ долгое время преподавал в Сорбонне (Universite Paris-I), а позднее посвятил себя книгам. Среди них — «Трактат об отчаянии и блаженстве» (Traite du desespoir et de la beautitude, PUF, 2002), «Малый трактат о великих добродетелях» (Petit Traite des grandes vertus, PUF, 1998), а также «Философский словарь» (Dictionnaire philosophique, PUF, 2001). В 18 лет он отошел от веры и стал атеистом.

Андре Конт-Спонвиль: Основных причин три. Первая и самая важная: уже много лет мне хотелось высказаться по поводу духовности. Я атеист, материалист и рационалист, но это не повод отказываться от духовной жизни. Если я атеист, это не значит, что я соглашусь «кастрировать» свою душу! Атеисты испытывают не меньший, чем верующие люди, интерес к духовной жизни. Вторая причина — это религиозный ренессанс, в том числе в самых опасных формах: фундаментализм, обскурантизм, фанатизм… Мне кажется, важно с этим бороться, не впадая в ту же нетерпимость, что и у фанатично верующих. Это как раз третья причина — желание показать, что можно защищать идеалы Просвещения и светского общества, не впадая в ненависть к религии.

Что значит быть атеистом?

Это значит верить, что Бога не существует. «Отрицательная» вера — это тоже вера. Этим атеист отличается от агностика, который не верит ни во что, он просто отказывается выносить суждение. Я же занимаю совершенно другую позицию! Я не нейтрален и не безразличен. У меня нет доказательств — в этих вопросах их нет ни у кого. Но аргументы против существования Бога я считаю более вескими, чем аргументы в его пользу.

Почему, несмотря на слабость доказательств, вера в Бога в обществе сохраняется?

Большинство верующих в наши дни отказались от пресловутых «доказательств» бытия Божия. И некорректно было бы их в этом упрекать — за невозможное нельзя держаться… Их Бог ощущается больше сердцем, чем разумом. Он познается больше через веру, чем через свидетельства его присутствия. Вера в Бога сохраняется потому, что нет и доказательств его несуществования. Потому, что существование Создателя, как кажется, объясняет еще более загадочное существование Вселенной. Но что объяснит самого Создателя? Наконец, и это главное, потому, что эта вера отвечает потребности людей — в ободрении, защите, любви, утешении… Всемогущий, преисполненный любви и милосердия Отец — это опора в жизни, пусть и воображаемая. От этого трудно отказаться! А ведь есть еще и смерть — собственная или смерть близких… Верить в Бога — это еще почти всегда верить в жизнь после смерти. Это утешает. Атеизм в некоторых отношениях более труден. Но разве истина должна быть простой? В наших силах, используя эту «трудность», ощутить мужество, спокойствие духа, счастье…

В чем тогда разница между библейским Богом, сказочными феями и оборотнями?

Три тысячи лет цивилизации! А также несколько величайших за всю историю человечества гениев. Это особенно верно в отношении философии. Святой Августин, Декарт, Паскаль, Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Бергсон, Левинас, Рикер и многие другие узнавали себя в Боге Авраама и Иакова. А феи и оборотни убедительны лишь для детей и невежд. Я принимаю иудеохристианскую традицию всерьез.

Из-за этого вы называете себя «верным атеистом»?

Да. Я атеист, потому что не верю ни в какого Бога. Но я верен принципам, которые несет в себе эта традиция. Мораль Евангелия мне подходит. И потом, вся наша цивилизация является иудео-христианской. Разве оттого, что я атеист, я должен стремиться ее разрушить? Рассуждать так — значит путать атеизм с варварством или нигилизмом. Это не по мне! Скорее я хочу передать своим детям те нравственные ценности, на которых я сам был воспитан, которые сформировали нашу историю, наше общество, то, как мы живем и как мы любим. Неверие в Бога — не повод отказываться от справедливости, мира, любви, наших представлений о жизни и человечестве.

Чем духовность отличается от религиозности?

Это как целое и часть. Духовность — это жизнь духа. Религия — всего лишь одна из ее форм. Поскольку на протяжении столетий в западных странах единственной наблюдаемой формой духовности была религия (а именно христианство), люди в конце концов поверили, что религия и духовность — одно и то же. Но это вовсе не так. Достаточно отступить на несколько шагов, будь то во времени (скажем, к греческим мудрецам) или в пространстве (например, на Восток, буддийский или даосский), чтобы обнаружить величайшие духовные традиции, которые ни в коей мере не являются религиями в западном смысле, то есть верой в Бога.

В чем же состоит эта «духовность без Бога»?

Прежде всего, существует все то, что касается морали, этики, то, что я называю верностью традиции. Но есть еще и другая сторона. Духовная жизнь — это жизнь духа, разумная жизнь. Но что такое разум? «Вещь, которая думает», — ответил бы Декарт. Неважно, что это за «вещь», — мозг, как думаю я, или нематериальная субстанция, как считал Декарт. Важна сама эта способность, которая у нас есть, — думать, любить, хотеть. Мозг нужен не только для того, чтобы читать автомобильный атлас или заказывать что-нибудь через интернет. Мы — конечные существа, обращенные к бесконечности, преходящие существа, открытые для вечности, ограниченные существа, стремящиеся к абсолюту. Духовность заключается в том, чтобы раскрыть в себе эту связь, испытать ее, жить ею. В этом духовность соприкасается с мистикой, которая может проявляться в виде «измененного состояния сознания», по выражению наших психологов. Иначе говоря, она может проявляться рядом особых переживаний: одновременно тайны и очевидности, полноты, простоты, единства, безмятежности, приятия, свободы… Собственно говоря, это то, что Фрейд называл «океаническим чувством»: не встреча с Совершенно Иным — Богом, но слияние с Совершенно Тем Же Самым — с природой, становлением, вечным настоящим.

Это то, что я стремился понять, опираясь как на западных философов — Эпикура, Марка Аврелия, Спинозу, Ницше, Витгенштейна, — так и на восточных мыслителей — Лао-цзы, Нагарджуну, Праджнянпада, Кришнамурти… Философия не имеет границ. Духовность тоже.

Вы предлагаете нам освободиться от эго. Откуда у вас возникла такая мысль?

Из опыта. Есть вещи, любить которые намного интереснее, чем себя самого, пережить которые неизмеримо увлекательнее, чем эгоизм или нарциссизм. Нельзя же всю жизнь считать себя центром вселенной и не видеть дальше собственного носа! Нельзя полностью зацикливаться на своем бессознательном, интересоваться только своим «Я». Духовность, которую я предлагаю, не имеет ничего общего с самокопанием или замкнутым существованием в уютном коконе внутренней жизни. Это скорее открытость — другим людям, миру, бесконечности.

Почему вы говорите, что надежда — это помеха для действия?

Она не обязательно мешает действовать, но она не может заменить действие. Надеяться — значит желать того, что от тебя не зависит. Лучше желать того, что от тебя зависит, — иными словами, лучше хотеть и, следовательно, действовать. Таков дух стоицизма. Надеяться — это желать того, чего нет. Лучше желать того, что есть, то есть любить. Это дух учения Спинозы, который смыкается с духом Евангелия. Так вот, речь не о том, чтобы запретить себе надеяться, а о том, чтобы научиться действовать и любить.

Вы уверены, что вам удалось стать настоящим атеистом?

Вот уже это для меня не проблема! Надо сказать, что вообще быть атеистом очень легко — многим дуракам это прекрасно удается. Главная цель состоит не в том, чтобы быть атеистом, а в том, чтобы быть свободным, здравым, спокойным душой и по возможности счастливым человеком. В сущности, именно это и называется мудростью. Вы, вероятно, меня спросите, стал ли я настоящим мудрецом… Разумеется, нет! И это лишний повод продолжать заниматься философией! Я, как мне кажется, немного продвинулся в этом направлении, с тех пор как был подростком. Но моя жизнь продолжается, а значит, и философия тоже.
«Бог есть»: за и против

Андре Конт-Спонвиль называет по крайней мере шесть веских причин не верить в Бога. Мы противопоставили им шесть веских причин верить. Выбор, конечно, за вами.

6 ПРИЧИН ВЕРИТЬ

* Вера в Бога позволяет считать, что жизнь — всего лишь один из этапов и что после смерти существует еще «что-то» или «где-то», где можно будет повстречаться с теми, кого мы любили.
* Кто, кроме Бога, мог внушить человеку мысль о Боге? С доисторических времен человек остается единственным животным, наделенным духовной жизнью.
* Не бывает творения без творца; ничто во Вселенной не существует без причины. Считать, что жизнь возникла случайно, — все равно что рассыпать по земле два миллиона букв и рассчитывать, что из них получится роман.
* Совершенство этого мира. В знаменитом двустишии Вольтер признается, что Вселенная его смущает, поскольку он не может вообразить, чтобы «эти часы» были созданы без участия «часовщика». Если на протяжении миллионов лет существуют и все бескорыстные поступки, и проявления любви, и необыкновенные судьбы (Декарта, Моцарта, Микеланджело…), и просто обычная повседневная жизнь, то это значит, что в красоте, в добре и зле есть смысл. Наше дело его найти.
* Чтобы принадлежать к сообществу людей твоей веры и не чувствовать себя одиноким.
* Почему для того, чтобы верить, нужны доказательства? Вера — как заключенное пари, как акт безумной любви, как вещь предельно бескорыстная не имеющая никакого утилитарного смысла.


6 ПРИЧИН НЕ ВЕРИТЬ

* Слабость выдвинутых аргументов, а главное — отсутствие доказательств существования Бога.
* Отсутствие или недостаток личного опыта: если бы Бог существовал, это наверняка было бы более заметно или ощутимо!
* Верить в Бога — значит объяснять то, чего ты не понимаешь (мир, жизнь, сознание), посредством того, что ты понимаешь еще меньше (Бог). Но если мы этого не понимаем, то как узнать, Бог это или все же какая-то химера?
* Существование зла или, скорее, его изобилие, переизбыток: в мире слишком много жестокого, чтобы поверить, что он был создан всемогущим и всеблагим Богом.
* Посредственность рода человеческого: как, видя немалое количество столь невысоких духом созданий, верить в бесконечное совершенство Создателя?
* Бог в нашем представлении настолько прекрасно отвечает нашим желаниям (быть защищенными, любимыми, не умирать…), что есть все основания полагать: его именно для этого и выдумали. Это именно то, что в глазах Фрейда делает религию иллюзией.

Heetter
10.06.2008, 01:54
Shella, спасибо. Приятно услышать умного и уравновешенного человека. Вот, тезка дает!

Главная цель состоит не в том, чтобы быть атеистом, а в том, чтобы быть свободным, здравым, спокойным душой и по возможности счастливым человеком.

Вот только не понимаю, как он может быть спокойным душой, при мысли о физической смерти. Вот у меня, в моем атеистическом прошлом, так не выходило...
А у кого выходит? Есть такие?

Есть вещи, любить которые намного интереснее, чем себя самого, пережить которые неизмеримо увлекательнее, чем эгоизм или нарциссизм. Нельзя же всю жизнь считать себя центром вселенной и не видеть дальше собственного носа! Нельзя полностью зацикливаться на своем бессознательном, интересоваться только своим «Я». Духовность, которую я предлагаю, не имеет ничего общего с самокопанием или замкнутым существованием в уютном коконе внутренней жизни.

Такая милая чушь! Но от доброго сердца... Но это некая проекция, он имел в виду более конкретные вещи, в данном случае это обобщение.
Предлагаемая духовность атеизма более полная, а у оппонентов урезанная.:D

Или вот из жизни - сорвался на подчиненного. К концу беседы извинился. Человек ушел. Хоть я извинился - он досадует. А я досадую от того, что ему причинил боль. Ну как я мог?! Я должен был сдержаться, я не имел право в таком тоне вести разговор! Господи, дай мне сил сдержаться в следующий раз!
Ну не знал, что это эгоизм.:)

Shella
10.06.2008, 02:00
Shella, спасибо. Приятно услышать умного и уравновешенного человека.

Вот только не понимаю, как он может быть спокойным душой, при мысли о физической смерти. Вот у меня, в моем атеистическом прошлом, так не выходило...
А у кого выходит? Есть такие?


Когда я думаю о смерти, мне страшно прежде всего не за себя, а за своих близких. Раньше мысль о том, что я могу потерять кого-то из близких и любимых людей, вызывала у меня панический страх. А сейчас я стала как-то спокойнее ко всему этому относиться.

Heetter
10.06.2008, 02:05
Shella, кто спорит!

К тому моменту, когда я перестал быть атеистом - у меня уже детки появились.
А до того - как-то подумал, что вот смерть, и я больше НИКОГДА не увижу свою любимую! Я помню как сейчас, как металась моя душа... Это был не страх. У этого чувстваполнейшего ужаса нет вербального определения. У меня нет.

легкомысленно
10.06.2008, 02:07
Вот только не понимаю, как он может быть спокойным душой, при мысли о физической смерти. Вот у меня, в моем атеистическом прошлом, так не выходило... А у кого выходит? Есть такие?

Это приходит с возрастом и не зависит от веры. Дети панически боятся смерти, а взрослые к этой мысли просто привыкают. Именно поэтому историю религии необходимо преподавать в школе, чтобы дети могли играть разными идеями а потом постепенно и безболезненно от них избавляться по мере взросления.

danila
10.06.2008, 02:37
Тогда я вечный ребенок)))))),да я и не скрываю этого,и не только дело в смерти,просто понятие добра и зла,в духовных учениях всего мира можно найти много сходств,почему?Я фаталист,верю в судьбу,а древнее значение слова судьба-суд Божий.

Heetter
10.06.2008, 02:51
Это приходит с возрастом и не зависит от веры.

Т.е., Вы хотите сказать, что вопрос личной физической смерти Вас оставляет безучастным? Спокойным?
Что движет этой спокойностью? Просто привычка?
Не могу принять этого.
В жизни много раз било электротоком. И будет еще бить! Привыкнуть, ну не получается...
А душевные муки от мысли о смерти, с 220 вольт не сравнить.


Дети панически боятся смерти, а взрослые к этой мысли просто привыкают.

Ну, нет у моих детей панического страха. У меня были. Мне было, что им рассказать. С пеленок. Без фанатизма. Не заставляю ничего делать. Но суть они поняли. Смерти-то нет!
А вырастут - сами определятся, что им необходимо.
А вот школьной науки нам не нать! Писать - считать не могут научить. Ну, если только за деньги... Так что, уж мы тут сами. Килейно, так сказать...

danila
10.06.2008, 02:59
Да,да а вот индусы тоже об этом,говорят мол смерть это как рубашку переодеть))).

Heetter
10.06.2008, 03:04
danila, индусы со своей реинкарнацией - могут вообще ничего не делать, ни к чему не стремиться, ничего не бояться!
А зачем?! Впереди - вечность...
Англичане, вон недавно приходили. Награбили и отвалили. А индусы, наконец раскачались. Ну и снимут рубаху теперь с англичан. :D
А потом можно и опять о вечности думать.:)

danila
10.06.2008, 03:18
Так я об этом и говорю,что не в смерти дело)))).Я рождаюсь и умираю каждый день.

легкомысленно
10.06.2008, 17:58
Т.е., Вы хотите сказать, что вопрос личной физической смерти Вас оставляет безучастным? Спокойным? Что движет этой спокойностью? Просто привычка? Не могу принять этого.

Вытеснение, смещение, рационализация... Где есть я, там нет смерти; где есть смерть - нет меня. Поэтому смерть - ничто для меня (с) Лукреций

Ну, нет у моих детей панического страха. У меня были.

В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения - фундаментальная задача его развития. Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы. Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов преодоления смерти. (c) Ирвин Ялом

Когда я думаю о смерти, мне страшно прежде всего не за себя, а за своих близких.

Ирвин Ялом. В большом исследовании (N=825) не было обнаружено различий по изучавшимся параметрам между мужчинами и женщинами, однако внимательный анализ данных показал, что женщины менее, чем мужчины, склонны отвечать на тревожные вопросы. Например, на вопрос «Можете ли вы живо представить себя умирающим(ей) или мертвым(ой)?» ответили 98 процентов мужчин и только 78 процентов женщин. :)

Heetter
10.06.2008, 21:12
:) Вытеснение, смещение, рационализация... Где есть я, там нет смерти; где есть смерть - нет меня. Поэтому смерть - ничто для меня (с) Лукреций

Звучит красиво. Узнаю мастера...
Только чего уж умирающие так маятся? Чего же им так неспокойно?
Смерть - ничто для меня... Так и видится Лукреций на пике своего развития и силы физической. А вот как с моментом его кончины? Сохранил ли он свои убеждения перед лицом смерти?

А Вы подпишетесь под словами Лукреция? Собственно, я спрашивал именно у Вас...

В периоды, более близкие, чем тот который относится к Лукрецию, были и другие известные и уважаемые люди. Создатель школы, множество учеников и последователей. Исповедовал атеизм. А перед кончиной умолял привести священника...
А добрые ученики и в этой последней милости отказали. Учитель, де тронулся умом.


психопатология есть результат неэффективных способов преодоления смерти.

Вы умеете подбодрить.:)

danila
11.06.2008, 01:44
Не смерть страшна людям.а боль,неизвестность,утрата эго.Ведь умирают физически все,но каждый по разному.

giorgi
11.06.2008, 19:00
Говоря совершенно искренне , смерти не боюсь, боюсь что уйду когда буду нужен своим близким, а смерть...
Знаете, у японцев долгое время существовал культ смерти! Главное прожить так чтоб не было стыдно!
В книге "Таис Афинская" Ефремова описывается "Кеосский обычай" : "Плохо не должен жить тот , кто не живет хорошо" кто читал поймет! Так вот там же , не знаю правда или нет , говориться что эллины умерали
с улыбкой на губах! Прекрасно не правда ? Так умереть может только человек с чистой совестью! МЕЧТА!

Heetter
11.06.2008, 20:55
эллины умерали
с улыбкой на губах! Прекрасно не правда ? Так умереть может только человек с чистой совестью! МЕЧТА!

А чего не улыбаться? В переди - вечность!

danila
12.06.2008, 03:21
Вот с этим частично соглашусь,но многие художники подписывались не своим именем а-ВО ИМЯ БОГА,тоесть свой талант не присваивая себе,а показывая ,что все таланты и творения-это промысел Божий,для людей.

Heetter
12.06.2008, 15:14
можно утешить себя тем, что люди - клетки одного большого человеческого организма. Некоторые клетки соединяются и производят новые клетки.

Я бы сказал, мистического человеческого организма.:)

А вот лично меня, что в этой концепции должно утешить? Я например, не художник и не поэт.
О чем иногда жалею.:)

А вот, от чего ожидание смерти так страшно?

giorgi
12.06.2008, 18:30
Никто не знает! Но я осмелюсь предположить -- как-бы не верил человек все равно на подсознательном уровне
остаеться ощущение ухода туда откуда нет возврата и независимо от веры остаеться чувство неведомого!

Heetter
12.06.2008, 23:14
ощущение ухода туда откуда нет возврата и независимо от веры остаеться чувство неведомого!

Ну-ну... Не скажу за всех атеистов, но вот с верующими ты перегнул. Представитель каждой веры он имеет представление и куда, и за что.
Еще как ведомо! И с кем встретишься и для чего....

Черкас
13.06.2008, 00:50
Мертвые спят и ничего не видят. (это откуда-то из Ветхого Завета, кто-то из пророков сказал)

легкомысленно
13.06.2008, 05:50
Так и видится Лукреций на пике своего развития и силы физической. А вот как с моментом его кончины? Сохранил ли он свои убеждения перед лицом смерти?

Он покончил с собой в возрасте 43 лет, реально ответив за базар.

А Вы подпишетесь под словами Лукреция?

Я же их процитировал. Он очень точно выражает идею преодоления страха смерти при помощи рационального мышления и культурных развлечений.

Если подряд много дней с увлечением играми занят
Был кто-нибудь непрерывно, мы видим, что, большею частью,
Даже когда прекратилось воздействие зрелищ на чувства,
Всё же в уме у него остаются пути, по которым
Призраки тех же вещей туда проникают свободно.
Так в продолжение дней эти самые призраки реют
Перед глазами людей, и они, даже бодрствуя, видят
Точно и пляски опять и движения гибкого тела;
Пение звонких кифар и говора струн голосистых
Звук раздаётся в ушах, и привычных зрителей видно,
Сцена открыта опять и пестреет блестящим убранством.

Часто же их до того доводит боязнь перед смертью,
Что, отвращеньем полны и к жизни и к свету дневному,
От безысходной тоски они сами себя убивают,
Вовсе забыв, что тоска их питается этим же страхом.

самурай
24.07.2008, 05:10
"Самурай должен прежде всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того самого утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - ЧТО ОН ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ. Вот его главное дело. Если он всегда будет помнить об этом, то сможет прожить свою жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнув мириада зол и несчастий, уберечь себя от бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью наделенной прекрасными качествами.
ИБО ЖИЗНЬ МИМОЛЕТНА, ПОДОБНО КАПЛЕ ВЕЧЕРНЕЙ РОСЫ И УТРЕННЕМУ ИНЕЮ, И ТЕМ БОЛЕЕ ТАКОВА ЖИЗНЬ ВОИНА.
... Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а глядя в лица родственников чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а сердце исполнено верности и сыновней почтительности."
Юдзан Дайдодзи

Heetter
24.07.2008, 09:39
"Самурай должен прежде всего постоянно помнить - ...... - ЧТО ОН ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ. Вот его главное дело.

А христианин должен прежде всего постоянно помнить, что все дела его во славу Господа. Стяжание Благодати Божией - вот его главное дело.
И если он погибнет защищая близких (в широком смысле слова), он не должен колебаться - СМЕРТИ НЕТ.

Plastid
16.08.2008, 16:29
...я уверен что 6 причин не верить...любой православный батюшка без проблем оспорит.
и.... Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать (Вольтер)