PDA

Просмотр полной версии : Из «Записок неуча» Прокофия Ковгана


Андрей Ляпчев
04.04.2008, 10:14
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ САЙТА «МАХНО»

Среди мифов современной официальной пропаганды, есть и такой: «Классовую ненависть придумали революционеры». Подобные глупости искажают и историю и современность. (Постоянные участники форума это и без меня знают, но ведь бывают и «случайные посетители», которым это всё-таки нужно объяснять.) «Записки неуча», красноречиво свидетельствуют, что классовая ненависть – это не чьи-то коварные выдумки. Прокофий Ковган – бывший батрак и ярый контрреволюционер...
Но не буду обременять читателей выводами, которые они прекрасно могут сделать и без меня. Расскажу только, откуда взялись «Записки неуча» Прокофия Ковгана.
Эта книга была издана в двух томах в Харбине в 1927 году. В 1992 году отрывки из экземпляра, находящегося в бывшем спецхране ГПБЛ, были опубликованы Хабаровским книжным издательством в сборнике «Дело не получило благословение Бога», – о гражданской войне, преимущественно в описаниях белых и их сторонников, – являющемся третьим выпуском цикла «Дальневосточные сюжеты Октября». (Тираж 5000 экземпляров.)
Текст «Записок неуча» был сильно сокращён составителями сборника. Такие сокращения обозначены значками - <…>
Я, в свою очередь, также сократил текст, в частности, не стал набирать материалы, представляющие интерес преимущественно для читателей Дальнего Востока, и материалы, интересные, главным образом, при сопоставлении с другими текстами сборника. Мои сокращения обозначены значками - (…)
Я не знаю, каким образом Прокофий Ковган попал с Кубани на Дальний Восток. О судьбе Ковгана после 1927 года мне также ничего не известно…

*************************************

ИЗ «ЗАПИСОК НЕУЧА»
(урождённого казака Кубанского казачьего войска, Ейского отдела, станицы Старо-Леушковской, пребывающего в Харбине)

С малых лет я испытал горе и нужду, рос батраком, в бедности и лишениях, грамоте учился у местного дьячка отца Хаусова в свободное от полевых работ время.
Писать для печати никогда не помышлял, и только несправедливость и нечеловеческие переживания и страдания националиста заставляют писать <…> Вкратце описываю частицу того, что было, и то, что запечатлено в голове «неуча» в дореволюционное время и особенно в кошмарное время революции.
Записки неуча будут иметь своих читателей и последователей – это тех, кто имеет мужество не только уличать и поносить большевиков – поработителей русского народа, но и критикует самого себя, своих соратников; меня поймут все те, кто лично пережил и испытал все те прелести, о которых я говорил, ту тяжёлую жизнь батрака, о которой никто не писал и не напишет, переживания бывшего солдата, рабочего и крестьянина; быть может, любознательный читатель, прочитав Записки неуча, пробудит свою чёрствую совесть, вспомнит прошлое, заглянет в глубину собственной души и сам себя осудит… Быть может, те, кто обвиняли до настоящего времени тёмные народные массы в большевизме и варварстве, сознают истинных виновников большевизма и убедятся в том, что виновниками большевизма являются сами пострадавшие от такового. Быть может, аристократы, дворянство, привилегированный класс бывшей России убедятся в том, что они в данное время являются жалкими потомками «гусей», некогда спасших Рим. И что они «годны лишь на жаркое», а для освобождения порабощённой России, восстановления её былого величия и славы нужны не потомки «гусей», которые бессовестно погубили Россию, которые запятнали и опозорили народ русский… Нужны сыны «кузнеца и пахаря»…
Для блага Великой Нации и возрождения былой великой и славной России полезно знать и худые стороны врагов большевизма, так как крах белых армий имел на то свои причины, и, чтобы не повторилась та же история в будущем, необходимо изучить своё прошлое, подвергнуться критике, подвести итоги прошлых прегрешений, отчитаться перед собственной совестью и былые недостатки попомнить, самоусовершенствоваться для будущей России.
В прошлом почти все мы клятвопреступники, ибо исполняли свой долг перед Родиной и Отечеством постольку, поскольку платили нам деньги; почти все бессовестно грабили Отечество в годину страшных испытаний, и только безземельный крестьянин-батрак умирал в окопах от ран, честно исполнял свой долг, свою клятву. Он бескорыстно положил свою душу за благо Родины и Отечества. Для батрака, безземельного крестьянина, дореволюционная Россия представляла интерес, равный тому, как в данное время для любого разорённого и ограбленного помещика или фабриканта представляет советская Россия <…>
В то время, когда на фронте лилась кровь верных сынов <…>, в тылу творились Гоморра и Содом, в тылу пьянство, кутежи и разврат <…> Кто же это делал?!
Все преступления перед Родиной отплатились в том, что многие миллионы просвещённых русских людей очутились в изгнании <…> Среди этой массы многие отбывают своё наказание если не за себя лично, то за своих соотечественников, соратников и предков. В далёком от своей Родины изгнании, под знойно-палящим солнцем летом, в страшную стужу и трескучий мороз зимой, с киркой, лопатой и молотом в руках одни работают за бесценок в подземных шахтах, другие долбят мостовую, влачат жалкое существование в страшной нужде, голоде и холоде, познали все прелести трудовой жизни бесправного пролетария – батрака и, вероятно осознали право оных на землю и труд; и в будущем, по возвращении в Россию, приложат все усилия к тому, чтобы обездоленных несчастных от рождения, безземельных батраков не было, а акулам капитала урежут права бесстыдного грабежа и эксплуатации трудового пролетариата и всем дадут правовое гражданство.
(…)
Белое дворянство, как партия, стояло во главе государства с диктатором – царём, от рождения регистрировалось в особые книги и пользовалось всеми привилегиями от государства во всех видах. Их обязательно учили за счёт государства. Это была обособленная каста, не имеющая никакого соприкосновения с массами <…> Эта каста, дворянство, по численности среди русского народа совершенно незначительна, но была всесильна и свободна в своих действиях. Достаточно было одеть мундир офицера, как от вас знакомые шарахались в сторону, давали дорогу и оказывали всякие почести. Человек с погонами офицера служил пугалом и страхом для народа; за малейшее оскорбление человек в погонах, якобы защищавший мундир и честь офицера, мог на месте застрелить, как собаку, человека без погон <…> Дворянство имело обособленные свои клубы, куда простых смертных не пускали <…> Подозревать офицера, генерала ни в чём было нельзя: они были вне подозрения <…> Только революция показала, что среди этой касты не все, но добрая половина – самые отъявленные грабители, мародёры, авантюристы, воры, пьяницы, вымогатели, мошенники и т. д. <…> А в гражданскую войну и говорить а приходится: просто кошмар!..
Посмотрите, до какой низости и подлости опустились эти «бывшие», те, кто в защиту «чести и мундира» стрелял наповал русского человека; этих «бывших» ныне нанимают на убой, водят под винтовкой, бьют им в морды, плюют в рожу – и хоть бы что!..
Спрашиваю: где их «честь»?!
(…)
«Записки неуча» вполне разоблачают прогнившую интеллигенцию и малодушное офицерство, говорящее о том, что их насильно заставляют работать у большевиков, ибо это ложь и неправда, так как я, казак из батраков, этого насилия избежал, вплоть до бегства за границу, обрекая себя и семейство на голод и лишения, но остался верным сыном своей Родины…
(…)

Чтобы узнать о том, что делалось в России у красных или антибольшевиков, – приходится, главным образом, прибегать к литературе, к воспоминаниям и описаниям «очевидцев». Проверить правильность того или иного борзописца даже теперь не представляется возможным, а лет через 50 всякая брехня и небылицы в лицах будут приняты как действительные факты. Эти писаки без стеснения пописывали в дореволюционной России против царя, за революцию, а когда их цель была достигнута, то распоясались и пели гимн революционным и всяким паршивцам из современных правителей и клятвопреступников. Торжество их хамства было непродолжительным, и как только этих меднолобых болтунов большевики стукнули по пустой макушке, так они заорали на всю глотку: «Караул!!!»
Они врут, что тёмные массы умертвляют людей цивилизации и культуры, что необходимо вмешательство союзников, дабы силой оружия восстановить попранные их права <…>
Вся эта меланхолическая блудословная шатия бежала за границу и взялась за описание прошлого. Пошли писать, марать бумагу и врать, врать и врать.
(…)
<…> Какую подлость творят разномастные «писаки»! Они искажают всю литературу, они занимаются травлей против тех, кто мыслит не так, как бы им хотелось… Всюду они прилагают все усилия к тому, чтобы показать читателям особых «водителей» и особые основы государственности. В особенности твердят они о том, что только от рождения и от известного происхождения могут быть лица, творящие чудеса…
Но они забывают, что прошло безвозвратно то время, когда сие принималось за истину <…>, что чудеса может творить и тот, кто родился простым рабочим и крестьянином, и практически это вполне доказано – стоит только вспомнить прошлое, вспомнить гражданскую войну <…>
Кто не знает т. Будённого, бывшего вахмистра, который кроме «пошёл вон» от деликатно воспитанных не получал [ничего], и до революции никто не знал о его существовании. Только революция показала, что бывший вахмистр Будённый по прирождённому уму, который не развит до должной высоты, стоит далеко выше «светил» белой России.
Будённый показал, что его талант в военном деле куда выше мнимых талантов разных стратегов. Правда, Будённый предатель и изменник, но достаточно появиться Будённому на фронте, как всё катилось к черту. Всё бежало без оглядки…
Я глубоко верю, что в момент исторического переворота в России явятся подобные Будённые, конечно, не красные и не белые, а народные и будут творить чудеса, руководить массами и теми же господами генералами, которые на протяжении целого ряда лет ничего не сделали, если не считать их перелётов к красным.
Я повторяю, что генералы ничего не сделали. Они не смогли подойти к массам даже к местным железнодорожникам <…>
До тех пор, пока мы не сможем объединиться с рабочими массами, до тех пор, пока не завоюем симпатии рабочих масс, как местных, так и российских, о борьбе говорить – блудословие и обман.
(…)


Примечание А.Л.:
В конце текста, где говориться о «местных железнодорожниках», речь, скорее всего, идёт о железнодорожниках с КВЖД в Харбине.

Дубовик
04.04.2008, 12:28
Здесь любопытно то, что в 1926 г. в Харбине была создана организация "Рабоче-крестьянско-казачья оппозиция – русские фашисты". Она декларировала опору на рабочих, крестьян и казаков, выступала "за революционную борьбу против жидо-коммунизма" с целью создания Российской федеративной республики, достижения народоправия и самоопределения народов. Вот с таким отрицанием старой России, как в этих воспоминаниях, она и вела пропаганду.
А лидером этой организации как раз и был "казак Ковган", как значилось в старой статье из журнала "Родина", кажется.

Андрей Ляпчев
04.04.2008, 14:32
Спасибо, Анатолий.
Почти наверняка - он самый...
А я понять не мог: Каким образом бывший батрак смог двухтомник издать?
Теперь понятно.

Дубовик
04.04.2008, 22:47
Дык эта... Они ж на Японию работали... :)
Вообще, в Манчжурии (центром которой и был Харбин) в 1920-х и 1930-х было много русских фашистов. В основном как раз из казаков или офицеров.

Андрей Ляпчев
06.04.2008, 13:51
Насколько конкретно Ковган и его организация в 1926-1927 году ориентировались на Японию - точно не знаю.
Атаман Семёнов, тот всегда прояпонским был. Но Ковган всё-таки кубанский казак, а не из азиатской части России...
Вот после оккупации Манчжурии в 1931 году русские фашисты там уже практически все стали прояпонскими...
Но это уже были, в основном, представители молодого поколения эмиграции. А Прокофий Ковган, скорее всего, постарше был...

Но "это уже другая история", к Гражданской войне прямого отношения не имеющая... (Хотя история белой эмиграции тоже помогает понять ту эпоху.)