PDA

Просмотр полной версии : теория Власти


Жан
15.01.2008, 08:39
Предисловие:
Это "бетта" версия, открытый исходник. Ищите "баги" (критикуйте), оптимизируйте, давайте ссылки на более совершенные, готовые "релизы".
------

Терминология:
(для социальной сферы)


Власть:
Возможность эксплуатации людей.
------

Эксплуатация
- Использование личных способностей человека, для достижения цели, независимо от личных целей этого человека. (как рабочий инструмент)


По способам возникновения различаеться эксплуатация:
Силовая
Психологическая
Комплексная (силовая и психологическая одновременно)
---

Силовая:
- силовое ОГРАНИЧЕНИЕ физических возможностей человека.
(прямое воздействие на способности человека направлять свои действия)

Заборы, цепи, тюрьмы - это силовой способ добиться от человека определенного способа поведения.
(Хочу особо отметить: применение силы напрямую к человеческому телу (пытки и др.) не являються силовой экс-ей - это уже психологические факторы, влияющие не на способности человека, а на его мышление)

Чисто силовоя эксплуатация невозможна, но я ввел это понятие чтобы обозначать те виды эксплуатации где психологический фактор имеет гораздо меньшее значение для эксплуататора чем силовой (власть над рабами, военнопленными, заключенными)
---

Психологическая
- информационное ОГРАНИЧЕНИЕ умственных способностей человека.
(косвенное воздействие на способность человека принимать решения (мышление))

Человек действует в соответствии с теми знаниями и понятиями которые он воспринял в процессе жизни. Манипуляции с информацией, на основании которой человек формирует свой багаж знаний и способ мышления, изменяют и само мышление человека. При достаточно контролируемой системе обучения, эксплуататор получает возможность управлять решениями человека, с минимальным применения силы.
Причем успех таких манипуляций зависит не от возраста человека, а от его способностей к самообучению, и качества уже имеющихся знаний.

Такой вид эксплуатации активно применяеться политиками и религиозными деятелями, а также другими эксплуататорами которым необходимо большое количество людей для воплощения своих целей, но силовые возможности которых ограничены.

И в отличии от силовой Э, психологическая может быть абсолютной - то есть вообще не применять физическую силу. (Я встречал такое в некоторых религиозных сектах, яркий пример: Свидетели Иеговы)
---

Комплексная
Это применение силовой и психологической Э, в сравнительно равной мере. Государственный апарат создает комплексную Э людей, в отличии от директора частной фабрики, достигающего в основном психолологической Э.
-----


Сотрудничество:
(Свободный договор, взаимодействие)
- обьединение личных способностей различных людей, для достижения ОБЩЕЙ, для каждого из них, цели.
=====


Достижения цели, требующей больше чем одного человека.

Например когда Х человек строят корабль:

"Сотрудничество"
Если все Х человек хотят построить корабль - эти люди применяют "сотрудничество" для достижения цели. Не имеет значения почему у них возникла эта "цель", может один собираеться на нем жить, второй просто любит корабли, третий хочет приобрести опыт судостроителя, а четвертому надо добраться за океан. Основное что каждый из них имеет конкретную общую цель: построить корабль.
(Самый верный способ определить "сотрудничество": понять что независимо от того, кого из этих Х чел "пристрелить" - оставшиеся все равно продолжат строить корабль (как только вы уйдете), даже если останеться один человек)
Корабль будет построен наиболее быстро (Х).

"Силовая Э"
Если Х-n (причем X>>n) из этих человек хочет построить корабль, а `n` плевать что они строят, просто им надели кандалы - чтобы не смогли убежать, и бьют когда они отказываються работать. То есть Х-n человек поставили условие перед n "если не будете строить: будет больно или вообще умрете", и `n` согласились строить. Это использование "силовой Э".
(причем если пристрелить всех эксплуататоров (Х-n), стройка остановиться, хотя еще останеться `n` человек)
Корабль будет тем медленнее строиться чем больше "рабов" и чем больше сил прийдеться тратить на их "усмирение" (<<X).

"Комплексная Э"
Если Х/2 (группа `A`) человека хотят построить корабль, а другая половина `B` не хочет. То `A` ищет способ привлечь их к своей работе, и так как силы равны невозможно просто применить силу), предлагает договор: "вы помогаете строить корабль, мы помогаем вам достичь ваших личных целей. И да будет наказан тот кто нарушит этот договор!". И `A` и `B` группы выделяют группу людей, которые следят и наказывают "нарушающих святой договор" (пусть `q`), выгодный обеим группам. Возможно появляються нарушители (пусть n - чел.), причина их появления в том что обычно группа `B`, сама состоит из людей с разными личными целями (кому поесть, кому попить, кому одеться). И когда возникает возможность достичь личной этой цели, человек в первую очередь удовлетворяет свою -> а тогда пропадает стимул исполнять договор. Такие "нарушители", невыгодны тем кто еще не достиг "собственной цели", и если "хранители договора" `q` не справляються с `n` нарушителями (n>=q) против нарушителей выступают все остальные ((Х-n)>n)
- это "комплексная эксплуатация". Сила здесь `b`, а психологический фактор, в том что ВСЯ группа `B` быстрее достигнет личных целей (что обычно неверно).
(Если перестрелять `A` человек, стройка станет. Остальные займуться своими делами)
В лучшем случае Корабль будет строиться с эффективностью (X-b).

"Психологическая Э"
Если Х/10 (`A`) хотят строить, но всем остальным `B` это неинтересно. То у `A` нет возможности заставить силой `B` (A<<B), и нет возможности предложить "договор", так как их помощь слишком мала чтобы заинтересовать и оторвать других от их личных дел. Тогда `A` могут использовать два варианта псих.воздействия - запугать или подкупить.
Например `A` внушат всем остальным что "здесь оставаться опасно, спастись можно только за океаном!", тогда все `B` бросят свои дела и начнут "спасаться" -> строить корабль.
Или `A` расскажут: "Там за морями есть все! Вы все сможете удовлетворить свои цели!", тогда группа `B` тоже захочет построить корабль.
Эффективность данного способа Э, зависит от доверия к группе `A`, но если они убедили строить, то их ликвидация бесполезна. Группа `B` продолжит "спасаться" и корабль продолжит строиться. Только если вы докажете что `A` лгут - все разбегуться и стройка станет.
То есть в идеале эффективность такая же как и у "сотрудничества" (Х), но в реальности надо тратить время на "подогрев страсти", а значит (<=X).
=======


Возникновение эксплуатации. (Власти)

Природа:
Среди дикой природы эксплуатация известна как "паразитизм" и "симбиоз", но это межвидовая эксплуатация, а поэтому ее нельзя исследовать для применения к одному виду.
Среди высокорганизованных животных, примеров внутривидового "паразитизма" (собственные цели, за счет собратьев) нет. И дело тут в том что в стае (совместном достижении цели) у каждой особи изначально одни и те же цели, заданные инстинктами данного вида. Есть лидерство, но вожак теряющий позиции лидера (лучший охотник и т.д), а значит и ценность для остальных, теряет и преимущества ради которых инстинктивно лидировал. Он никогда не превращаеться в "Пророка" или "Монарха" - особь с единоличной Властью достигать цели, отличающихся от общих для вида.

Поэтому я считаю что единоличная "Власть" среди своего вида, в естественной природе отсутствует. Причина в том, что возможна ТОЛЬКО "силовая Э", при которой невозможно достижение абсолютной Власти малой группы над большой.
----

Человечество:

В ранних человеческих обществах:
Власти не было вообще.
Лидеры были, но единственный доступный им вид эксплуатации был "силовой". Который они не могли применить к племени, просто из-за того что племя бы их быстро поставило на место. Так что первобытным лидерам, как и вожакам стай, приходилось "сотрудничать" с племенем.

С развитием знаний и традиций, а также обязательным численным увеличением племени. Появилась возможность использовать "психологическую Э". Шаманство возникло как чисто "психологическая Эксплуатация" собратьев. Шаман обладал тем большей единоличной властью, чем вернее мог убедить остальное племя в своих "знаниях".

Вместе с тем рост численного состава общества + дальнейший рост опыта и знаний, привел к разделению людей по целям. Кто-то предпочитал более безопасное земледелие, кто-то охоту. Кто-то научился изготавливать оружие и одежду лучше других - появилось первобытное ремеслинечество.
Но единоличная Власть еще оставалась на уровне "шаманства" - которое не играло решающей роли в общественной жизни племени.

Появление "Обмена" - "комплексной эксплуатации" человека человеком.

Падение Коммунизма.
С ростом общей эффективности добывания пищи (благодаря накоплению опыта, и развитию СХ), появились "излишки", и естественно что в отсутствии "рынка" и при том что "урожай" был и в соседних племенах - излишкам суждено было сгнить - продать некуда. Пользовались ими все кто хотел (а таких вначале почти не было).
Поэтому первобытный "ремесленник" не задумывался об обмене, он делал вещи не на продажу, а для конкретных людей в своем племени. Лучшее оружие лучшему охотнику, потому что ремесленники жили скорей всего за счет излишков. И занимались ремеслом не профессионально, а из "любви к исскуству". Тогда понятие "обмена" еще отсутствовало.

Обмен
К появлению обмена привел рост человечества (и племени), люди стали меньше общаться, хуже знать друг-друга. Возникли ситуации когда (допустим) охотник соседнего племени хотел оружие ремесленника, но ремесленник не успевал изготовлять потребное кол-во, даже для своего. Возник СПРОС -> как охотнику заинтересовать ремесленника? Узнать что тому надо и предложить "договор-обмен" - "ты мне я тебе".
Теперь охотник стал эксплуататором - использовал ремесленника чтобы получить оружие. Ремесленник тоже стал эксплуататором - использовал желания и цели охотника, для достижения своих собственных.

Возникновение Власти, как механизма реализации "справедливого обмена":

Различие в желаниях и целях - недопускающее "сотрудничество", а также рост "меновых операций" привел к появлению "несправедливости".
"Несправедливость":
- это когда когда один эксплуататор считает что его эксплуатируют больше чем эксплуатирует он. А договор в идеале означает равенство "эксплуатации" обеих сторон.
Появились "кидалы" и "шкуродеры", существующие до сего дня именно с тех времен.
Появились "спорные ситуации" - когда одна группа считала обмен справедливым, а другая нет. И разобраться без драки они не могли, а рисковать жизнью не хотели.

Судьи:
И чтобы все это как то упорядочить, племя начало искать справедливости среди наиболее опытных и заслуживших доверие - лидеров, стариков и шаманов. Так появились советы старейшин и верховный суд. Которые впервые в истории человечества приняли на себя право Власти меньшинства над большинством. Их решения признавались единственно справедливым, и при нарушении жестоко наказывались подавляющим большинством племени.
---------------

На этом анализ "истории" можно прекратить, все дальнейшее развитие человечества это путь "усиления справедливого обмена" и совершенствование методов эксплуатации. Если первые "судьи" не имели особых амбициозных планов, то с ростом размера общества и его разделения на проф. группы., развития знаний, усиления экономического и правового неравенства. Возникли и новые "высшие цели" для отдельных людей. А значит и желания тех кого поставили судьями. Потом они стали монархами.

Накопления ремесленных товаров, наиболее приспособленных для хранения и обмена, позволило тем кто их имел, осуществлять самые фантастические планы. Ведь для их реализации не надо было "сотрудничать", искать единомышленников, достаточно было предложить достойный обмен за работу. И заручившись поддержкой монарха, наказать тех кто попытаеться "кинуть".
---------


Конец первой части.
Нужна ли вторая? (про современность)

PS:
Я постарался показать обоснования своего убеждения что пока человек согласен эксплуатировать другого, и одновременно быть эксплуатируемым самому (размеры и способы неважны, даже если это "справедливая равноценная эксплуатация" - "ты мне я тебе")
- нифига мы Анархии не устроим :)

Сидоров-Кащеев
15.01.2008, 11:27
Отрывок из книги Эриха Фромма "Иметь или быть"

ВЛАСТЬ

Еще одним примером, с помощью которого можно продемонстрировать различие между принципом обладания и принципом бытия, является осуществление власти. Наиболее важный момент выражается здесь в различии между "обладать властью" и "быть властью". Почти всем нам приходится, по крайней мере на каком-то этапе жизни, употреблять власть. Воспитывая детей, люди -- хотят они того или нет -- осуществляют власть, чтобы защитить своих детей от грозящих им опасностей и дать им какие-то советы по поводу того, как следует вести себя в различных ситуациях. В патриархальном обществе женщина также является для большинства мужчин объектом власти. Большинство членов бюрократического, иерархически организованного общества наподобие нашего осуществляют власть, исключение составляют только люди самого низкого социального уровня, которые служат лишь объектами власти.

Наше понимание власти в соответствии с тем или иным способом существования зависит от осознания нами того, что слово "власть" -- достаточно широкий термин и имеет два совершенно различных значения: власть может быть либо "рациональной", либо "иррациональной". Рациональная власть основана на компетентности; такая власть способствует росту человека, который на нее опирается. Иррациональная власть зиждется на силе и служит для эксплуатации того, кто ей подчиняется. Я рассматривал это различие в своей книге "Бегство от свободы".

В самых примитивных обществах, где основным источником существования является охота или собирательство, власть осуществляет лицо, которое по всеобщему признанию является компетентным для выполнения этой задачи. То, какими качествами должен обладать этот человек, в большой степени зависит от конкретных обстоятельств; как правило, эти качества включают жизненный опыт, мудрость, великодушие, мастерство, "внешность", храбрость. Во многих таких племенах не существует постоянной власти; власть устанавливается тогда, когда возникает необходимость в ней. Или же имеются различные представители власти для осуществления ее в различных сферах: ведения войн, отправления религии, решения споров. Когда исчезают или ослабевают качества, на которые опирается данная власть, перестает существовать и сама власть. Во многих сообществах приматов можно наблюдать очень похожую форму власти, когда компетентность зачастую определяет не физическая сила, а такие качества, как опыт и "мудрость". С помощью чрезвычайно изобретательного эксперимента с обезьянами X. М. Р. Дельгадо (1967) показал, что, если доминирующее животное хотя бы на мгновение утрачивает качества, на которых основана его компетентность, оно теряет свою власть.

Власть по принципу бытия основывается не только на том, что какой-то индивид компетентен выполнять определенные социальные функции, но в равной мере и на самой сущности личности, достигшей высокой ступени развития и интеграции. Такие личности "излучают" власть, и им не нужно приказывать, угрожать и подкупать. Это высокоразвитые индивиды, самый облик которых -- гораздо больше, чем их слова и дела, -- говорит о том, чем может стать человек. Именно такими были великие Учители человечества; подобных индивидов, хотя и достигших не столь высокой ступени совершенства, можно найти на всех уровнях образования и среди представителей самых разных культур. (Все это имеет прямое отношение к проблеме воспитания. Если бы родители сами были более развитыми и последовательными людьми, то вряд ли существовала бы противоположность авторитарного и демократического подходов к воспитанию. Нуждаясь в авторитете, осуществляющем свою власть по принципу бытия, ребенок реагирует на него с величайшей готовностью; с другой стороны, он восстает против давления или пренебрежительного отношения со стороны людей, чье собственное поведение свидетельствует о том, что сами они в свое время не утруждали себя усилиями, которых требуют теперь от подрастающего ребенка.)

С образованием иерархически организованных обществ, гораздо более крупных и сложных, чем общества, где люди заняты охотой и собирательством, власть, основанная на компетентности, уступает место власти, основанной на общественном статусе. Это не означает, что существующая власть обязательно некомпетентна; это значит, что компетентность не является неотъемлемым элементом власти. Будь то власть монарха, компетентность которого определяется качествами, обусловленными случайным сочетанием генов, или бессовестного преступника, которому удается прийти к власти с помощью убийства или предательства, или, как это часто бывает в современных демократических обществах, власть людей, обязанных своим избранием фотогеничной внешности или той сумме денег, которую они в состоянии вложить в предвыборную кампанию, -- во всех этих случаях между компетентностью и властью может не быть почти никакой связи.

Однако серьезные проблемы имеют место даже тогда, когда власть устанавливается на основе компетентности: руководитель может оказаться компетентным в одной области и некомпетентным в другой -- например, государственный деятель может обладать качествами, необходимыми для ведения войны, и оказаться несостоятельным в условиях мира; или же руководитель, которого в начале его карьеры отличали честность и мужество, может утратить эти качества, не устояв перед искушением власти; старость или физические недуги также способны привести к тем или иным видам деформации. И наконец, надо принять во внимание, что Членам небольшого племени гораздо легче оценить поведение лица, облеченного властью, чем миллионам людей в рамках нашей системы, когда все, что им известно о кандидате, -- это его искусственный образ, созданный усилиями специалистов по рекламе и пропаганде.

Каковы бы ни были причины утраты качеств, составляющих компетентность, в большинстве крупных и иерархически организованных обществ происходит процесс отчуждения власти. Первоначальная реальная или мнимая компетентность власти переносится на мундир или титул, ее олицетворяющие. Если облеченное властью лицо носит соответствующий мундир или имеет соответствующий титул, то эти внешние признаки компетентности заменяют действительную компетентность и определяющие ее качества. Король -- воспользуемся этим титулом как символом власти такого типа -- может быть глупым, порочным, злым человеком, то есть в высшей степени некомпетентным для того, чтобы быть властью; тем не менее он обладает властью. Пока он имеет королевский титул, считается, что он обладает качествами, делающими его компетентным. Даже если король голый, все верят, что на нем роскошные одежды.

То, что люди принимают мундиры или титулы за реальные признаки компетентности, не происходит само собой. Те, кто обладает этими символами власти и извлекает из этого выгоду, должны подавить способность к реалистическому, критическому мышлению у подчиненных им людей и заставить их верить вымыслу. Каждому, кто даст себе труд задуматься над этим, известны махинации пропаганды и методы, с помощью которых подавляются критические суждения, известно, каким покорным и податливым становится разум, усыпленный избитыми фразами, и какими бессловесными делаются люди, теряя независимость, способность верить собственным глазам и полагаться на собственное мнение. Поверив в вымысел, они перестают видеть действительность в ее истинном свете.

http://www.philosophy.ru/library/fromm/haveorbe.html#toc000011

Сидоров-Кащеев
15.01.2008, 15:05
Алексей Боровой

Власть



Гнус - человек! - Не бить его, Так уже кого и бить?

Некрасов

Леофил теперь начальник, Леофил над всем царит,

Все лежит на Леофиле, Леофила слушай все!

Архилох

В одном из исторических журналов дореволюционного времени я читал повествование о некоей правительственной экспедиции по Амуру в Восточную Сибирь. Экспедиция шла в сопровождении трех военных отрядов. В диких неисследованных краях, в жестокую снежную бурю отряды заблудились. Запасы пищи были уничтожены. Начался голод. В кошмарных скитаниях брошено было постепенно все имущество экспедиции. Люди были истощены до последней степени. Стоило ли беречь вещи? Были случаи людоедства. Но - черта, поистине замечательная! - солдаты берегли винтовки... Уцелевшие, более похожие на тени, чем на живых людей, дотащившись до поста, сдали и свои винтовки и винтовки погибших товарищей.

Значит, в те минуты, когда не оставалось более никаких надежд на сохранение жизни, солдат все же продолжал беречь казенное имущество. Представления далекого мира продолжали хранить для него свою таинственную обязательность. Воля далекого и, казалось бы, столь чуждого в сложившейся обстановке распорядителя судеб менее значима, чем исполнение служебного долга.

Какая же страшная сила могла так искалечить человеческий мозг и человеческое сердце? Навсегда поразив воображение, парализовав умственные центры - живых, реальных людей превратив в безвольных слуг абстракции?

Что могло определить их волю?

Свободному волеизъявлению не могло быть места. Правительство было дано солдатам божественным провидением или волей исторических судеб. Никаких договоров они с ним не заключали. Правительство было им далеким и чуждым. - "До Бога высоко. До Царя далеко". Представления о внешней власти создавались по слухам, лубочным картинам, немногочисленным отдельным событиям - коронация, похороны, случайный проезд и прочее. Ближайшие представители власти были известны главным образом благодаря присвоенным им отличиям (погоны, кокарды, оружие). Словом, как будто в жизни солдат не было таких отношений к власти, которые предполагали бы с их стороны какое-либо разумное согласие на совершение определенных действий или обратно отказ от определенных актов, почему-либо власти нежелательных...

Могло бы поведение солдат быть обусловлено убеждением в умственном превосходстве или моральном авторитете органов власти? Конечно, нет! Прежде всего, такие соображения не могли иметь места уже в силу совершенного незнакомства их или, по крайней мере, недостаточного знакомства, как мы только что говорили, с высшими органами власти. Препятствием для укрепления подобных соображений должна была бы быть и общая неразвитость повинующихся.

Остается страх наказания, непосредственного физического воздействия? Едва ли бы и это могло служить аргументом. Не говоря уже о том, что повинующихся всегда неизмеримо больше, чем приказывающих, - в интересующем нас случае у солдат перед лицом смерти, казалось, должны были бы стереться всякие представления об ожидающем их вменении, тем более что и речи не могло быть о какой-либо дисциплине в условиях этого страшного похода.

В чем же источник этой таинственной силы?

Благонамеренный русский историк дал однажды необычайно яркое, конкретное описание чувства этой силы: "Да, он (Царь) молчит, и между тем мысль о нем удерживает руку, уже поднятую, и она внезапно опускается в нерешительности. Да, он молчит, и между тем другие с мыслью о нем засыпают покойные на своих тернием покрытых ложах; одни почерпают в этой мысли для себя бодрость, другие поражаются робостью; для одних здесь надежда, для других - страх (1).

Этот своеобразный синтез - политического убеждения, реальной веры в могущество власти, искреннего пафоса, влюбленности в конкретного царя, привычного холопства - дает наглядное представление о сложности и могуществе источников чувств господства и подчиненности.

Третий и последний пример, в котором мы будем иметь дело не с забитым и темным русским мужиком и не с консервативным ученым, монархистски настроенным, но с культурным европейцем-индивидуалистом, превосходно прозревающим природу государственного принуждения.

Один из талантливых современных западных писателей (2) повествует про молодого немецкого художника, только что обвенчавшегося, любящего и любимого и скрывшегося от войны - из Германии в Швейцарию. Чудесная интимная жизнь. Внезапно приходит письмо с требованием его к исполнению повинности. И в то время как его природные вкусы, чувство самосохранения, полная возможность не подчиниться приказу, просьбы, советы, убеждения жены должны были бы удержать его от повиновения, огромный волнующий страх, без малейшей примеси патриотизма, без какого-либо желания разделить участь соотечественников, близких, друзей ввергает его в животный трепет перед божеством власти. Сомнения и колебания разрешаются тем, что, обливаясь мучительным потом стыда перед женой за свою трусость и бесхарактерность, полный отвращения к себе, измученный страхом, он бежит "исполнять свой долг". И только пройдя на родине разнообразные стадии унижения, потрясенный видом пострадавших на войне, он бежит обратно и сбрасывает с себя наконец "гнет законов и слов человеческих".

Государство же - источник универсальной, неодолимой силы - равно воздействует на грубых, темных людей и людей высокой культуры, способных до конца проследить логический ход своих мыслей, до конца проанализировать свои душевные состояния.

Проблема власти имеет грандиозную литературу на всех языках - социологическую, политическую, правовую, психологическую, художественную. По существу, нет и не может быть принципиально социологического исследования, которое явно или косвенно не ставило бы этой проблемы (3).

Однако явления, обнимаемые проблемой, настолько сложны и разнородны, питаются такими могучими жизненными корнями, служат таким противоречивым и враждебным человеческим интересам, что единого теоретического решения не существует и не может существовать.

Здесь эта проблема должна получить освещение в свете анархического мировоззрения.

Как порождаются, существуют и утверждаются отношения господства и подчиненности?

Прежде всего необходимо проводить строгое методологическое различие между властью в широком смысле слова, как совокупностью явлений независимо от их происхождения и характера и так или иначе обусловливающих природу человека или человеческого общества и властью как явлением строго социальным, как специфической формой взаимодействия людей.

1. Первое понятие власти предполагает стихийное, неосознаваемое гипостазирование отвлеченных представлений, психических настроений, бессознательно сложившихся отношений в самодовлеющие надындивидуальные субстанции - реальности, подминающие себе их творца, определяющие и направляющие его волю.

В атмосфере непроницаемого фетишизма человек, которому в этой "реальности" принадлежит все от и до, волей которого в пестром ходе истории постепенно созданы все нюансы этой трепещущей, вечно движущейся "реальности", - теперь сам ее первая жертва. Он не смеет не повиноваться своей же волей порожденной, но ограничивающей его, уничижающей, быть может, убивающей его догме, говорящей ему о покорности, долге, самоотречении. И волевое утверждение конкретного исторического момента становится сперва страшным призраком, угрожающим и мстительным, позже длительным, неодолимым источником депрессии.

И, чем обширнее социальный круг, чем сложнее сеть психических взаимодействий, в которые вовлечена подлинная реальность - человек, тем сильнее и полнее опутана она иррациональностью слагающихся клубком таинственных велений, вышедших из собственных ее устремлений, признаний, соглашений или молчаливых присоединений, но теперь сковывающих ее чудесной силой.

Каждая отдельная конкретная личность - оригинальная, неповторимая, единственная, реальная - подчинена, таким образом, сверхиндивидуальному, абстрактному и безотчетному синтезу устремлений и воль отдельных личностей. И эта огромная сила, стихийно нарастающая от трепетного подчинения ей, поглощает последовательно все индивидуальные процессы, закрепляя свои позиции санкциями религии, нормами морали, голосом общественного мнения, наконец, юридическими санкциями, достигающими наибольшей всесторонности, законченности, напряженности в государственной организации. При этом указание на то, что каждая общественная организация и в частности и по преимуществу государственный союз выражает свою власть через непосредственное физическое принуждение (система наказаний), не носит принципиального характера, так как самое физическое принуждение осуществляется реальными людьми, однако предпочитающими или считающими необходимым служить тому же призраку, о коем идет речь.

Таков путь - вырастающих над человеком - власти, религии, морали, общественного мнения, прошлого, право-политических институтов, моды и пр. и пр. и пр.

2. Власть в тесном смысле, в плане практических последствий для порабощенного ей человека мало чем отличается от охарактеризованной формы фетишизма, тем не менее есть явление совершенно самостоятельное, принципиально отличное от нее.

Эта власть есть специфическая форма отношений господства и подчинения, возникающая в процессе взаимодействия между людьми. Основной момент, образующий понятие власти, есть осознание сторонами этого всегда, по существу, двустороннего процесса, характера своих отношений. Субъективно чувство господства и чувство зависимости являются равно необходимыми эмоциями этого взаимоотношения. С этой точки зрения одинаково представляют существо власти как те, кто властеотношение рассматривает как явление индивидуальной психологии, и те, кто власть человека над человеком смешивает с властью или влиянием любой иной посторонней силы, хотя бы и абстракции (Коркунов, Петражицкий).

Коркунов, автор обстоятельной и остроумной критики "волюнтарной гипотезы власти", впадает в обе эти ошибки.

С одной стороны, он утверждает, что "не всякая воля властвует. Воля бывает и бессильная, безвластная", что для подчиняющегося "одинаковое значение имеет и действительная воля властвующего, и только воображаемая".

С другой, он говорит о властвовании вообще без воли к ней - власти святости, гениального ума, красоты, аскетов и т.д. Этим объясняется и "возможность властвования над людьми воображаемых божеств, не существующих вовсе в действительности и не имеющих поэтому самому никакой действительности", "представлений" и пр.

Для Коркунова поэтому "властвование предполагает сознание не с активной стороны, не со стороны властвующего, а с пассивной стороны, со стороны подвластного", "для властвования требуется только самое сознание зависимости, а не реальность ее", "власть есть сила, обуслов-ленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного", и т.д. и т.д. и т.д. (4)

Субъект власти должен всегда осознавать возможность господства, объект власти - необходимость подчинения. Чувство зависимости одной "реальности" (человека) от другой и есть содержание явления "власти". Всякое иное толкование приводит к полному смешению явлений качественно различных порядков - господства законов природы с господством законов, установленных людьми.

И в этой группе явлений, представляющих для нас преимущественный, т.е. ближайший, непосредственный практический интерес, следует еще различать также властеотношения людей, при коих один пользуется атрибутами власти, присвоенными ему какой-либо общественной организацией, и властеотношения личного характера, хотя и возникающие на фоне общественной организации, но от последней в современной обстановке не получающие никаких специфических средств защиты или нападения (отношения любви, дружбы).

Последняя форма властвования, по крайней мере при современных познавательных средствах, представляется иррациональной и в большинстве случаев не поддается хоть сколько-нибудь убедительному анализу. Движения подсознательные, инстинкты играют здесь бесспорно первенствующую роль.

Власть поддерживается обществом, классом, сословием. Организованная власть и есть прежде всего то явление, с которым ведет и должно вести непримиримую борьбу анархическое мировоззрение.

Общественная власть так же стара, как само общество.

Самые ранние первобытные и тотемические общества знали уже те или другие формы организации, построенные на началах авторитета и подчинения, господства и зависимости, и, следовательно, были властническими обществами. Совместное существование людей, ибо последних в изолированном состоянии исторически мы не знаем, предполагает определенную иерархию отношении на почве борьбы за существование общего труда в целях разрешения продовольственных задач и выращивания новых поколений.

Двусторонний процесс, каковым является властеотношение, естественно предполагает защиту интересов обеих сторон, хотя бы и неравномерную, в смысле личного ощущения - стороны властвующей и стороны подчиняющейся. Вождь, глава пользуется авторитетом моральным и максимумом бытового материального благополучия. Подвластные, подчиненные, подданные, добровольно или недобровольно признавшие своего вождя, поддерживая его во всех его жизненных предприятиях своим численным весом, трудом, накопленным имуществом, ждут от него специфических услуг общежитию. Подвластные нередко бывают тем суфлером, которые нашептывают своему вождю предприятия, которые после нередко засчитываются ему в собственные подвиги, личные заслуги, за которые ставятся ему памятники, упрочивается его династия и т.д. Но, как бы ни было, служба вождя необходима, вождь без заслуг немыслим. Чистая деспотия, царство ничем не ограничиваемого произвола и удовлетворение только личных вкусов и мечтаний вызывают переворот, революцию. Подвластные выносят корысть, тупоумие, разврат до тех пор, пока убеждение хотя в некоторой полезности шефа разделяется огромным, видимым и весящим большинством подчиненных. Когда обман становится ясен большинству, власть падает, каким священным ореолом она ни была бы окружена вначале. Таким образом, удовлетворение по крайней мере основных потребностей подвластных властью является необходимой предпосылкой ее существования. Власть, бессильная удовлетворять признанные потребности в силу ли истощения материальных ресурсов, утраты личного влияния, образования корыстного, эксплуатирующего ............ (слово написано неразборчиво в рукописи), несоответствия между ростом потребностей и ростом возможностей их удовлетворения, устраняется.

Анархическое мировоззрение - арелигиозное по существу - борется со всеми формами и пережитками фетишизма в человеческом обществе.

Анархизму любая форма человеческого рабства невыносима. С одной стороны, он разоблачает до конца фетишистские образования, какова бы ни была их природа, вскрывает атавистический характер обычных представлений о власти, с другой - на основании осознания большинством трудящихся недопустимости отношений господства и подчинения и непрерывных успехов технической стороны трудовых процессов конструирует тип организации безвластного общества.

1. Разоблачение фетишистской природы большинства наших общественных образований и борьба против них практически представляют огромные трудности, на первый взгляд неодолимые.

Сознание современной, даже свободолюбивой, личности является глубоко загипнотизированным гипотезами и фикциями, возникшими в историческом процессе в силу их относительной полезности.

Каждый человек как член определенной общественной организации уже фактом своего рождения и необходимости дальнейшего симбиоза автоматически приобщается к огромному фонду накопленных предшествующими поколениями опыта, навыков, верований, утверждений, воспитывающих его характер, защищающих его интересы, направляющих его волю.

Естественно, у каждого члена общежития вырастает бессознательное уважение к закристаллизовавшимся формам взаимоотношений, искусно служащим его интересам и представляющим наиболее выгодные равнодействующие из возможных решений и непосредственной практики. К тому же отобранный опыт защищается рядом специальных учреждений, не только действующих в плане психического воздействия, но и грозящих прямым насилием - физическим принуждением.

И вот под влиянием разнородных чувств, вырастающих на почве существенно вынужденного симбиоза - стадности, заинтересованности, благородства, страха, вырастает глубокий консерватизм - сложное, неопределенное, но вполне достаточное для определения личных актов, благословенное чувство, инстинктивно передаваемое от поколения к поколению, подсекающее в корне любую попытку восстать против общей, реально неосязаемой, но объективно достоверной, всеми равно чувствуемой силы. При этом силе этой в представлении ее участников дарована долгая, если не вечная жизнь, в то время как подлинные творцы и реальности рождаются, живут и умирают, подобно ефемеридам.

И представители власти и подвластные живут равно в этой атмосфере взаимовнушения. Невзирая на, казалось бы, очевидную, резкую противоположность их интересов, они солидаризируются в преклонении пред мистически неуловимой, сверхъестественной силой, ставшей существенной, необходимой. И авторитет этой силы строится вовсе не на исключительно высоком внутреннем содержании ее. Последнее может не только не отвечать нашим представлениям о справедливости, но идти прямо вразрез с ними, и такая постоянная работа коллективного самовнушения сообщает формальной, по существу не одухотворенной силе обаяние силы праведной.

Каково психологическое содержание чувства зависимости? Во-первых, успокоение слабых и трусов, опасающихся, что вне спасительного маяка - власти они будут развеяны, как атомическая пыль. Во-вторых, мещане, скопидомы, шкурники, предпочитающие без борьбы отдать кусочки своего, чтобы оберечь от завистливых и ненавидящих глаз главное свое достояние. В-третьих, специфические эстеты - любители фасадов, декораций, почерпающие силу в созерцании и смаковании "великого". В-четвертых, мыслители и общественные деятели, ищущие алгебру социальных отношений и полагающие прошлый опыт основным условием дальнейших построений. Наконец, косные массы, голодом, тяжким трудом, темнотой привычные к обожествлению палки.

Совокупная работа этих настроений, технически немощных, масс, забитых, угнетаемых, и неумеренность их восторгов перед самыми умеренными подачками, эксплуатация инстинктов паразитарных групп, философский и литературный блеск прихлебателей - вот источник обаяния власти.

И более. Даже те, кто разгадал эту страшную силу самовнушения, кто восстает против нее благодаря сложному ряду привычных и навязчивых представлений, известным навыкам, исторически привычным методам борьбы, собравшись на войну, - забывает о подлинной цели ее и, сражаясь против ненавистной, опостылевшей силы, утверждает новую, столь же универсальную, столь же беспощадную, столь же подчиняющую мертвящим абстракциям реальный мир.

В новые меха льется старое вино, пьянящее головы, упоенные победой. Но проходит хмель, и трезвеющие борцы с изумлением и негодованием взирают на новые сети, ими же сотканные. Вновь наверху - сверхиндивидуальная, отвлеченная сила; вновь человек трактуется как реальность sui generis, как специальная порода, уготованная на вивисекцию во имя высоких целей прогресса, вновь отданная на усмотрение своего волшебного опекуна.

Значит ли, что борьба с социальным вампиром невозможна, что историческому человечеству до последних дней его суждена антиномия: последовательное стремление к самоосвобождению и одновременно закабаление себя социальной мистике, подкрепляемой всеми средствами позитивных арсеналов?

Нет! Анархическое мировоззрение принимает вызов.

Прежде всего оно до конца осознает и разоблачает привычный фетишизм общественных образований. Безвластие есть стихия анархизма. Напитанный пафосом предельного раскрепощения человека, в меру его человеческой природы анархизм стремится поразить самый принцип власти, подсечь ее живые корни.

Речь идет не о метафизических спекуляциях, не о теоретической аргументации против начал, ограничивающих и тем более парализующих свободу человеческой инициативы, но о создании реальных предпосылок такого общежития, в котором не могло бы быть места указанному выше дуализму.

Итак, первый шаг анархизма - категорическое утверждение, что нет разумных оснований к капитуляции человека перед силой, являющейся его собственным порождением и которая поэтому не может встать ни над его волей, ни над его сознанием.

Рост любого исторического общества есть, между прочим, всегда рост автономии его членов.

Ранние организационные формы, суровые в отношении к личной свободе, естественно воспитывают протест личности, постепенно осознающей себя как индивидуальность, как самостоятельное конкретное своеобразие. Вечно расширяющийся круг социальных учреждений, обслуживающих интересы личности, с одной стороны, связывая ее все более сложной и хитрой сетью взаимоотношений - с другой, дает ей же могучие технические средства для ее самораскрытия.

Начиная с тотемических обществ, в которых ранние протестанты пытались наперекор обычаям и суровым санкциям сототемников - "мстителей" утверждать, например, свое брачное право, свободу распоряжения своим чувством, и кончая современными европейскими обществами - всюду жизнь народности, нации, хотя бы идущей как целое к постепенному умиранию, характеризуется ростом личной независимости.

Даже в обществах социалистических, впервые слагающихся на наших глазах (в данном случае для нас важен утверждающийся принцип, а не практические формы его осуществления, определенные незрелостью обществ и сложностью среды их окружающей), в которых воля коллектива как будто все, а личность лишь исполнительный чиновник гигантской канцелярии, роль личности, несомненно, вырастает, хотя процесс этот и маскируется систематически ограничениями личности при помощи неуклюжего центрального механизма. Самая идея коллективного учета, коллективной инициативы, коллективного труда на всех ступенях общественной жизни возникает в виде протеста личности против тех лживых форм "либеральной" свободы, которая, обеспечивая свободу распоряжения для узких привилегированных кругов, одновременно была откровенным, циничным отрицанием прав личности как таковой. Действительная сила буржуазии обеспечивалась не хвастливыми словесными погремушками под именем деклараций, хартий и прочего, украшавшими все ее фасады, но малозаметными на первый взгляд и вместе с тем действительными оговорками, которыми благожелательные эксплуататоры определяли реальную сферу осуществления личных прав.

Социалистические общества, или, вернее, их эмбрионы, даже подчиняя личность как таковую коллективу "равных и равноуважаемых целей" - практической полицейщиной, застенками для протестантов, партийным маскарадом и пр. и пр., тем не менее во внутренних истоках своих одушевлены стремлением обеспечить независимость личности от всяких покушений извне. Исключение делается только для самого просвещенного деспота - коллектива, хозяина, ревниво оберегающего своих бесчисленных приказичков от попыток взаимной эксплуатации.

Анархическое общество, требующее для своего осуществления ряда технических и психологических предпосылок (о чем речь ниже), строит свои утверждения на требовании совершенной независимости личности в пределах данной человеческой природы и ее технических средств. Нет и не может быть в социальной сфере ничего обязывающего личность, определяющего ее акты вне ее добровольного согласия. И последнее может иметь место только при наличии убеждения, что оно не станет источником посягательств на свободное самораскрытие индивидуальности.

Именно таковым явится постоянное господство безличного надындивидуального момента над волей и актами единственной подлинной реальности исторического процесса - человека.

Констатация этой антиномии есть основной мотив анархического отрицания не отдельных только институтов власти, но ее принципа, как бы сложно и искусно ни были замаскированы формы ее выявления. И бунт анархизма против власти абстракций над людьми обусловливается прежде всего тем, что анархическое мировоззрение есть мировоззрение не политически только, не юридически, но реально психически свободной личности.

Этот бунт возможен, неизбежен, имеет место также в силу естественного динамизма личности, охарактеризованного выше.

Этот динамизм не только не мирится с исторически предшествующими конкретными выражениями социальной зависимости, отношениями господства и подчиненности, но вступает в непримиримое противоречие и с той сферой безличного надындивидуального произвола, который по своей природе имеет претензию быть вечным, неувядающим спутником всего социального - любого общения и любой организации.

Этот "идол" бессмертия - самый страшный и упорный "идол". За него цепляются все исторические общества. Теоретическая аргументация признает его неустранимость. Утверждают, что вне действительного чуда преображения человеческой природы, вне универсального просветления поражение "идола" невозможно.

Но если трудно вообще, а для анархизма особенно, поверить в такое чудесное преображение природы, не менее трудно и верить в неизменную буддистскую неподвижность ее.

Таким образом, не меняясь в своей основной материальной сущности, человек благодаря постоянной работе над подчинением сил внешней природы, благодаря усложнению и дифференциации общественных отношений, благодаря нарастанию, укреплению и распространению антагонизмов утончает и углубляет свое самосознание, модифицирует свои запросы, вырабатывает новые формы отношения не только к материальным базам общества, но и к противоречивой, полной исторических фетишизмов идеологии.

Динамика личности есть движение ее самосознания, последовательного раскрытия и крушения нарастающих в процессе общественного развития фетишизмов. Личность, полагающая себя самоцелью и рассматривающая любую общественную форму как служебный орган - хотя бы первично он вырастал стихийно, независимо от чьей-либо индивидуальной воли - не может, естественно, мириться с представлением о существовании каких-либо сил или моментов, ограничивающих ее. И личность восстает не только против исторических конкретных сил, вытекающих из самой природы человеческого общения. Правда, необходимо иметь в виду, что эволюция человеческого самосознания неизбежно должна считаться и с растущими трудностями борьбы - усложнением и утончением самих фетишизмов, ростом их сопротивляемости и пр.

Но и наиболее искусно замаскированные формы фетишизма падают перед напором человеческого сознания и человеческой воли. Утверждение, что есть пороги, которых никогда не удается переступить человеческому самосознанию, прежде всего ненаучно.

Общение и его формы образуются людьми. Единственным, постоянным, универсальным, необходимым признаком общения является сам человек. Характер и формы общения определяются уровнем его самосознания, т.е. его технико-экономической культурой, степенью его правосознания. И потому вечных, естественных, логических категорий общения, лежащих вне природы самого человека, не существует. Развитие этой природы ведет к постоянному, непрерывному пересмотру, переоценке и смещению этих категорий. Последние носят только служебный характер и по миновании в них практической надобности отмирают.

Было бы неверным думать, что могучий социальный гипноз, веками определявший судьбы человеческого самосознания, нес только вред человеку.

Его роль в течение долгого ряда исторических эпох была неизмеримо высока. Он был необходимой организационной базой. В представлениях членов отдельных исторических обществ он был той высшей безапелляционной инстанцией, которая конкурировала с Богом, требованиями разума, велениями совести и другими вдохновителями и корректорами человеческого права. Его укрепление долгие эпохи шло в унисон с развитием производительных сил, он был могучим ревнителем интересов передовых организационных групп. Представление о своеобразной и неодолимой мощи, исчерпывающей свое содержание и формы из самого факта человеческого общения, наполняло управляющих убеждением в прочности своих установлений, управляемых в надчеловеческом могуществе и естественной закономерности этих актов.

Именно в этом смысле этот древнейший и значительнейший из человеческих фетишизмов таил в себе глубокий организационный смысл. Он был опорой, фундаментом, на котором слагались общественные связи, строились человеческие общества, крепла культура, отбирались традиции, отстаивалась индивидуальность.

Анархическое мировоззрение впервые почувствовало невыносимую тяжесть этого фетишизма.

Правда, уже в ранние эпохи образования демократии отдельными, наиболее чуткими философами и публицистами чувствовалась таинственная закрепощенность человеческой личности. Но рационалистическая мысль в своих попытках борьбы против незримого неосязаемого чудовища то путалась в тине рассудочных компромиссов, то наносила случайные и бесплодные удары по листве ядовитого дерева, не касаясь его корней. И старое древо продолжало прикрывать своей верхушкой бессильно копошившийся под ним человеческий мир.

Мятежи сменялись революциями, падали династии и парламенты, переписывались конституции, захватывались права и свободы, а человек, наделенный острым чувством независимости, свободный от гипноза общественных санкций, продолжал остро чувствовать невыносимое противоречие между своей личной волей и волей чудовища, хватавшего его своими всеулавливающими щупальцами.

Долгое время это было чувством одиночек, или гордо бросавших демонический вызов мирозданию, или тоскливо изнывавших в сознании бессилия.

Анархическое мировоззрение впервые уже на почве коллективного сознания не только раскрывает антиномию, но и доказывает ее анахронистическую сущность. Безличная реальность сыграла свою роль. Новый человек более не нуждается в ее ставшей фиктивной помощи. Она может быть сдана в архив многообразных исторических ненужностей.

Как марксистская критика капитализма вскрыла нам тайны товарного обращения и разоблачила естественный и для известных эпох в организационном смысле нужный фетишизм, так анархическая критика вскрывает и хоронит еще более всеобъемлющий фетиш, сохранивший обаяние свое и для социалистического мышления.

Фетиш власти изгоняется из последнего убежища.

Анархическое мировоззрение конструирует организацию, в которой всякое право есть продукт действительной свободы волеизъявления личности. Такая организация, скованная руками трудовых масс, испытавших на себе в течение веков гнет самых разнообразных форм власти, не нуждается более в реальностях sui generis и наделении их скорпионами (в смысле права преследования, кары, происходит от библейского многохвостого бича с крюками на концах, называвшегося скорпионом - прим.ред.) вплоть до полного упразднения самой реальности - человека.

Вместе с этим подлежит ликвидации и старое привычное возражение против утопического романтизма анархического мироощущения.

Последняя мысль получила яркое выражение у одного из современных писателей: "Государство... не только всецело принадлежит миру временного, но... неизбежно отражает самые теневые его стороны. Оно неразрывно связано с принуждением и насилием, которые вытекают из стихии силы, составляющей его основное ядро; оно в самых высших своих формах все же рассчитано на глубокие несовершенства человеческой природы. Анархисты, доказывая его ненужность, начинают с реабилитации этой природы, которая вовсе не поражена каким-то первородным грехом, а лишь искажена уродливыми общественными условиями. Действительно, общения, достигавшие высшей духовной красоты в жизни своих сочленов, наименее похожи на государство..." (5)

Несостоятельность этого рассуждения после всего сказанного очевидна. Анархизму для "оправдания" безвластного общества нет никакой нужды в специальной "реабилитации" человеческой природы. Анархизм, поскольку он является движением масс, а не безответственным романтическим настроением одиночки, великолепно понимает, что необходимой предпосылкой анархической организации является достаточная техническая и моральная культура личности, но это убеждение, не заключающее в себе никаких абсолютных требований чудес и преображения природы, есть необходимая поправка на прогресс и только. Почва же, на которой анархизм борется против власти как таковой, заключается не в прекрасных качествах человеческой природы, но в достигнутой данным обществом достаточной технической зрелости и в осознанном им историзме всех остальных институтов.

Власть для анархизма не коренится в биологических свойствах человека. Она не заключает в себе ничего абсолютного. Она насквозь социальна. Раскрыв до дна свое содержание и смысл в истории, она может спокойно занять место в пантеоне отживших политико-юридических концепций.

Мы уже видели, что объективными предпосылками для построения безвластного общества является систематическое расширение и углубление общественного самосознания; накопление полезных общественных рефлексов, не нуждающихся более в опекающей руке; рост технических навыков, материального богатства, упраздняющих понятия прожиточного минимума, коими власть на всех ступенях исторического существования пыталась успокоить голодные массы; рост материальной и психической сопротивляемости. Падает авторитет власти, священный ореол, ее окружавший, убеждение в ее нужности, правоте, справедливости, другими словами, подрываются необходимые условия властеотношения. Рост автономных организаций является могучей поддержкой стремлений к индивидуальному Самоосвобождению. Нет почвы для дальнейшего питания чувства зависти, вне коего нет и самого властеотношения.

Не раз высказывалось убеждение, что никакое познание таинственных процессов, слагающих природу власти, не дает оружия к психологическо-му их преодолению. Препятствием являются наши привычные представления эмпирического характера о сверхъестественной мощи форм "власти" (право, закон, государство и пр.) в силу: 1) участия в процессах образования момента власти неопределенного множества индивидуальных устремлений, 2) длительного постоянства подобных процессов, 3) неизмеримого воспитывающего значения их (6).

Невзирая на относительную значимость этих соображений они не могут, однако, поколебать развитой выше аргументации.

Что касается первого и второго соображений, выше было достаточно указано, что и участие в процессе образования власти множества индивидуальных воль и длительность этого участия, превышающая значительно масштабы индивидуального человеческого существования, не могут быть еще достаточным препятствием к психологическому преодолению их. Преодоление есть такой же закономерный, необходимый и мощный момент, как и установление с того момента, когда осознана до конца эмпирически практическая ненужность данного института. Когда "множество индивидуальных воль" перестает видеть в последнем защитника его интересов, ни былое его участие (его предшественников) в образовании института, ни долгая его жизнь не сумеют более его защитить. Его часы сочтены, трагедия становится фарсом. Благоговение сменяется свистом и ненавистью, церковнослужители уступают место кулачным бойцам, и институт с самыми импозантными фасадами трещит по всем швам. Так отмирают факты религиозного сознания, несмотря на их огромную историческую значимость, так возрастает бунт против "закона" в широком смысле слова, когда в нем начинают видеть лишь одну из возможных, но, однако, необязательных точек зрения.

Важнее - в практическом смысле - соображение, которое говорит о постоянных, явных и замаскированных для индивидуальной воли процессах приспособления ее к коллективному психическому нечто, стихийно властвующему над личностью, силой своей природы вынужденной к симбиозу.

Но и здесь объективные процессы воздействия на личность отнюдь не столь односторонни.

На первый взгляд торжество этой безличной надындивидуальной сферы исторически представляется как будто обезличенным. Как мы видели, самым фактом своего явления на свет исторический человек санкционирует разом все приказы и прихоти универсального суверена. И нет в этом плане как будто пределов ни человеческой чуткости, ни человеческой уступчивости.

Однако в действительной жизни по мере укрепления личного начала, а это бесспорный исторический факт культуры, все с большей настойчивостью и большим весом врываются новые струи, взрывающие его дно, мутящие его светлые воды, прокладывающие себе наконец новое русло.

Старое воспитывает, но новое бунтует. И там, где только что были закоченевший порядок, железная иерархия, неуязвимая догма, формулы, готовые для всякого запроса, сейчас - мятеж, борьба, крушение рангов, искание новой догмы. И если традиция и социальная гимнастика действуют укрепляюще в смысле подчинения авторитарному фетишу, то революционные процессы действуют в прямо обратном направлении, расшатывая не только конкретный право-политический порядок, но поражая авторитарный порядок в самом его принципе.

Так анархизм приходит к заключению, что безвластное общество возможно. Ни современные формы общественных союзов, ни их санкции не суть логические категории общественности, но категории исторические.

Вся предшествующая социологическая наука постоянно погрешала тем, что в своих исследованиях - даже в пределах, разрешимых ее специальной методологией, - чрезмерно игнорировала личность как фактор социологический. Для нее личность всегда оставалась лишь служебным органом, объектом, единицей, над которой стихийному началу общественности разрешалось производить любые операции вплоть до приравнивания ее нулю.

Между тем личность есть кардинальная проблема, отправной пункт всякого социологического исследования. Сущность взаимоотношений личности и общества вовсе не разрешается веселым и безоговорочным упразднением первой. Это не социология, а плохая арифметика.

Рассуждая так, мы не проглядим первенствующего для нас факта, что успехи общения есть успехи личности; что общение может выразить и выражает исключительно то, что дано вложить в него личности; что самостоятельные явления, приписываемые коллективу, по существу, есть все же явления, порожденные историческими качествами личности; что тайны общения, скрытые от людей в ранних исторических обществах, пере-стают быть тайнами уже в буржуазно-демократических обществах, ибо социалистическая и особенно анархическая критика наносит непоправимые удары буржуазному оптимизму и вере в стихийный естественный гармонический порядок, своим происхождением обязанный любым внешним силам, но только не воле человека.

Так непроницаемый фетиш долгое время с необычайной ловкостью перелагал ответственность за все социальное зло с плеч благочестивых проповедников гармонии на независящие обстоятельства. Новое общество, зародыши которого мы наблюдаем в настоящее время, не может знать ни покорных воле пожиманий плеч, ни ссылок на анонимного, но дерзкого обидчика.

Всякое общение ныне ответственно за собственную историческую судьбу. Не только классовые группы, массы, но даже отдельные индивидуальности приобретают все больше возможности ковать собственную историю. Жизнь шире, богаче, податливее прокрустовых схем, пугающих ныне лишь кротов своими среднеарифметическими veto.

Мистические ссылки на "необходимость" годятся лишь для одурачивания темноты. Никто лучше не расправляется с этой необходимостью, как те, кто призван ее устанавливать. Спор о "необходимости" в условиях нашего исторического познания есть спор схоластов, спор далеко не бескорыстный. Лишь немногие схоласты спорят о "необходимости" из любви к чистому искусству, движимые инстинктом правдолюбия. Такие аскеты - в меньшинстве, большинство четно зарабатывают на этом споре славу, авторитет, власть - звание вождя. И чем одареннее спекулянт, тем выгоднее ведет он свою коммерцию. Обывателям, мистически приседающим пред "необходимостью", приходится платить за нее цену, какую прикажут. Деньги так деньги, вольности так вольности.

В наши дни и в этой игре кое-что начинают понимать. Слишком много было путаницы, просчетов и шулерства с "необходимостью".

Реальные голоса жизни, непосредственные факты нашего сознания все более решительно зовут нас самих к творчеству, борьбе, ответственности. Наиболее совершенная форма современной общественности - классовая организация - первая дает отпор социальной мистике, зовущей к пассивизму и образованию новых рантье. В этом движении, в процессе развития классового самосознания, конечно, возникают новые идолы, правящие своими верноподданными.

Но этих идолов не следует особенно бояться. Они непрочны, ибо они противоречат революционной сущности подлинно боевой организации. Между тем только такая и согласуется с анархическим мироощущением. Остальные мертвы, ибо заняты светским богословием.

И последовательное низведение универсальных божеств до степени местных, провинциальных означает постепенное низведение их до роли, единственно им подобающей, рабочей гипотезы. Они кончаются, когда перестает быть нужной их служба.

Нам остается поставить еще один вопрос - упраздняет ли борьба против величайшего фетиша человеческой истории - "власти" до конца антагонизмы, вырастающие из самого факта человеческого общения?

Выше, в решении проблемы о взаимоотношении между личностью и обществом мы говорили об этом подробно. Скажем лишь несколько слов.

Основная антиномия общения, антиномия личности и общества невзирая на полное раскрытие тайн общения независимо от его форм не может прекратить своего существования.

Даже со смертью всех конкретных проявлений стихийной иррациональной воли, командующей человеком-личностью, остается еще сфера интериндивидуальных, интер...льных (в рукописи неразборчиво, возможно, "интернациональных" - прим.ред.) отношений, сеть тонких, неуловимых взаимодействий, влияющих в той или другой степени на определения личности, хотя бы они ни по существу, ни по форме не имели ничего общего с социальным властничаньем.

Эти психические эманации могут быть личности близки и чужды, благоприятны или враждебны, они не снабжены никакими санкциями, но они слагают неизбежно ту интеллектуально-моральную атмосферу, в которой получает крещение, развивается, воспитывается психофизический механизм каждого.

Здесь возникают противоречия, здесь рождаются споры, здесь индивидуальность сталкивается с индивидуальностью и с индивидуальностями.

Именно последнее нас здесь занимает.

Пусть на защиту воли индивидуальностей, вступившей в конфликт с Вашей, не придут легионы вооруженных людей или агент с ближайшего поста; пусть ваша воля не может быть подавлена, стеснена, ограничена совокупностью стоящих рядом индивидуальных воль, вы все же различите Я и НE Я, свое и не свое, вы еще острее осознаете свою индивидуальность, чем в примитивных общественных условиях, когда стихийная сила универсально-нивелирующей власти поила все индивидуальности одним напитком бессилия и преклонения. Тогда все индивидуальности были бесправны и все равны в своем бесправии. Теперь все индивидуальности свободны от посягательств на их право, но все индивидуальности неравны в их правосознании. Глубина и напряженность последнего измеряется глубиной и напряженностью самой индивидуальности.

В этих беспрестанных отталкиваниях и притяжениях, постоянном беспокойстве и постоянной борьбе за отстаивание себя против возможности воздействий со стороны других - корень антиномии, продолжающей существование и тогда, когда исчезнут все призраки "власти".



Примечания автора

1) Погодин в статье "Царь в Москве', в "Москвитянине" в 1849 г. См.: Барсуков [Н.П.1 Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. X. СПб., 1896. стр. 225.

2) Стефан Цвейг. "Принуждение" в сборнике "Незримая коллекция". Изд. "Время", 1928. 152.

3) На русском языке к числу наиболее оригинальных исследований следует отнести: Коркунов [Н.М.] Указ и Закон. СПб., 1894; Алексеев А.С. К учению о юридической природе государства. М., 1894; Кокошкин [Ф.Ф.] Лекции по общему государственному праву. М., 1912; Петражицкий [Л.И.] Теория права и государства. Т. 1. СПб., 1909;Франк [C.Л.] Философия и жизнь (Сборник). СПб., 1910; Методология общественных наук. М., 1912; Котляревслий [С.А.] Власть и право. М., 1915; Кистяковский [Б.А.] Социальные науки и право. М., 1916; Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1920; Магазинер [Я.М.] Общее учение о государстве. Пг., 1922;Рождественский [А.А.] Теория субъективных публичных прав. М., 1913; Хатунцев [Б.Н.] О природе власти. Саратов, 1925. В марксистском преломлении: Рейснер[М.Л.] Государство. М., 1919; Бухарин [Н.И.] Теория исторического материализма. М.; Пг., 1922; Магеровский [Д.Л.] Государственная власть и государственный аппарат. М., 1923.

4) См. вышеуказанное сочинение профессора Н.М. Коркунова, стр. 176-181.

5) Котляревский С.А. о.с. стр. 414.

6) См.: Франк [С.Л.] Философия и жизнь: Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910. Проблема власти - стр. 106 и далее.

Рукопись А.А.Борового "Власть" (1935), хранящаяся в его архиве в ЦГАЛИ, была опубликована в С.Ф.Ударцевым в сборнике "Анархия и власть". Публикуется здесь с примечаниями Борового, но без комментариев С.Ф.Ударцева.

http://www.avtonom.org/index.php?nid=1017

Жан
15.01.2008, 15:12
Сидоров-Кащеев
А слабо было собственное мнение высказать? Ты вообще разобрался о чем я писал, или просто "по названию" подобрал, не задумываясь?

Я читал Фрома, и читал эту книгу.
Просто я постарался ответить на те вопросы которые для Фрома были второстепенными, и на раскрытие которых он не тратил бумаги. Более того, в некоторых местах Фром откровенно заблуждался, особенно когда старался найти власти оправдание:
<<"власть" -- достаточно широкий термин и имеет два совершенно различных значения: власть может быть либо "рациональной", либо "иррациональной".>>(Э. Фромм)
Потрясающе "исчерпывающяя" формулировка: - рациональная власть? Это что "полезная" или "правильная"?
Нет! Власть это очень узкий термин - эксплуатация! а вот бывает ли рациональная эксплуатация, это ты мне как анархист анархисту ответь!

Сделай шаг вперед, определи сам: что есть власть?

Будет ли властью заставить человека бездействовать?
Как в примере с детьми: ведь ни один родитель не сможет похвастать что он ЗАСТАВИЛ ребенка "беречься от опасности" или "учиться". Максимум что может сделать родитель это ограничить свободу действий ребенка, но заставить его делать что-то - это практически невозможно, особенно с грудными детьми.
Я готов привести развернутое доказательство, с примерами из жизни, которое ясно покажет что "власть" в семье - разрушает семью, и в 90% плохо сказываеться на психике ребенка. (а в 10%, ребенок изобретательно находит способ уйти от власти). И единственный верный способ воспитания - "сотрудничество". Попробуй опровергни!

Или все же Власть, это то насколько ты способен использовать людей как инструмент для исполнения своих желаний? И чем безотказней инструмент - тем больше у тебя власти.

Если ты не согласен с моей формулировкой власти,
"Власть: Возможность эксплуатации людей." (Чем больше людей которых ты можешь безотказно экссплуатировать -> тем больше у тебя власти)
если формулировка не отвечает действительности, если с ее помощью нельзя определить когда Власть, а когда что-то другое. Так и скажи, мол "фигня это все", а то Фром уже помер, и его я спросить не могу.
А так я буду знать: что для Сидорова-Кащеева, эксплуатация людей - это не помеха Анархии, главное чтобы "эксплуатировались правильным способом".
Я привел развернутую теорию власти, которая наглядно обьясняет что "хорошей Власти НЕТ", а ты мне Фрома цитируешь...

И наконец я вообще не понял: ты процитировал Фрома чтобы подтвердить мою теорию, или чтобы ее опровергнуть?

Сидоров-Кащеев
15.01.2008, 15:14
2 Жан - и тебе доброе утро :)

Жан
15.01.2008, 20:31
Сидоров-Кащеев
:)
И тебе "здрасьте".

Но все же меня интересует твое личное мнение. Мнение Борового, насчет "теоретической невозможности", верным не считаю. А на его:
"Здесь возникают противоречия, здесь рождаются споры, здесь индивидуальность сталкивается с индивидуальностью и с индивидуальностями.

Именно последнее нас здесь занимает."
Дал прямой ответ, пунктом "справедливый обмен", "несправедливость".

Ты с ними несогласен? Почему?

PS:
И вообще прекращай "цитировать" - или хотя бы выжимай "воду". Эффективность человечества на том и построена. А то представляю сколько времени уходило бы на изучение "механики", если необходимо было бы перечитать всех авторов "на эту тему", от архимеда (а то и раньше) и до наших дней.
Если уж у тебя нет собственного мнения, но считаешь что автор цитаты согласен, укажи в чем и назови источник, так же если не согласен или просто "схожие мысли". Но не надо все что они наразмышляли (причем иногда больше эмоционально, чем научно) вываливать. Не грузи. Для этого библиотеки есть, "форумы" на других основаниях, и для другого формируються.

Сидоров-Кащеев
16.01.2008, 00:00
Власть - это принуждение человека к выполнению чужих интересов: при этом интересы насилумого и насилующего могут совпадать, а могут и не совпадать - именно поэтому власть живуча. Своественна ли человеку как таковому власть - вряд ли. Насколько можно судить по исследованию безгосударственных обществ, реликтовых племен - власть приходяща, но она приходит не просто так - для нее вызревают условия - создаваемые войнами, разделением труда (специализацией), элитаризацией знаний.

Безусловно - власть не бывает положительной.

Не менее безусловно - то, что власть сол временем будет изжита. Именно изжита - никакая, пусть даже самая радикальная революция ее не уничтожит. Но без революции она и не умрет. Революция - это катализатор для умерщвления власти.

Жан
16.01.2008, 05:12
Сидоров-Кащеев
Ну вот так бы и сразу! А то начал меня "авторитетами" пугать, а для меня это как быку красная тряпка.

СИДОРОВ! БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ!
Ты что не мог прямо сказать что согласен с моей теорией?!
А если не согласен то "пальцем показать" (процитировать)

Ведь то что я конкретизировал для применения на уровне формул, это именно то что ты описал.
Сам смотри:
Процесс использования людей независимо от их воли - я назвал эксплуатацией (от фр. "использовать")
Возможности (способности) конкретного человека (или группы) ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ - я назвал Властью - потому что Власть это не мистическое чудовище (как в твоем опр-ии), ею пользуються конкретные люди, и их надо уметь узнавать (определять), тем более в себе!

<<Свойственна ли человеку как таковому власть - вряд ли.>>
Ну у тебя "вряд-ли", а я КОНКРЕТНО заявил что власть это не "чувство", а способ действий, возникший В РЕЗУЛЬТАТЕ исскуственного неравенства -> Власть человеку НЕ свойственна.
Но удобна, выгодна:
Покупая пирожок ТЫ эксплуатируешь продавщицу, и пользуешься ВЛАСТЬЮ принудить ее обменять "бамажку" на еду. Потому что тебе ПЛЕВАТЬ хочет она чтобы ты был сыт или нет. И если она возмет "бамажку" и скажет "-Спасибо", но не даст пирожка - ты применишь Власть судей. А если ты возмешь пирожок, но не дашь ей нужную "бамажку" - она завопит "-Милиция!". Оба вы эксплуататоры - оба эксплуатируемые, оба пользуетесь Властью (эксплуатируете друг друга).
Хотя обычные (внутрисемейные) взаимоотношения отвергают "обмен" и "власть": - например требовать близости или выменивать ее, считаеться "аморально" (не по человечески). Так же оплачивать искреннюю помощь друга считаеться оскорблением.

<<Насколько можно судить по исследованию безгосударственных обществ, реликтовых племен - власть приходяща, но она приходит не просто так - для нее вызревают условия - создаваемые войнами, разделением труда (специализацией), элитаризацией знаний.>>
Ну а я о чем говорил?!
Только у тебя "может быть", а я беру на себя смелость заявить что так оно и было.
Просто я еще и выдвинул версию: решающим, для возникновения тоталтарной Власти, были не войны, знания и специализация - а возникновение ОБМЕНА - как нового вида достижения цели, посредством другого, незаинтересованного в этой цели человека (эксплуатации)!!!
Войны это в основном результат возникновения власти, а знания и специализация - норма и естественное развитие человечества НЕ требующие Власти, возникшей позже. (тут я в капиталистов-теоретиков камень кинул, и надеюсь попал им в глаз :) ).

<<Безусловно - власть не бывает положительной.>>
Я конечно согласен и даже постарался это доказать математически (на примере "кораблестроителей"), а не эмоцианально.

<<Не менее безусловно - то, что власть со временем будет изжита. Именно изжита - никакая, пусть даже самая радикальная революция ее не уничтожит.>>
Именно об этом я говорил когда настаивал что "силовая эксплуатация" - не может быть абсолютной. Она обязательно использует факторы влияющие на МЫШЛЕНИЕ (психологию) - а психологическую эксплуатацию невозможно просто "убрать", ее надо изжить!

<<Но без революции она и не умрет. Революция - это катализатор для умерщвления власти.>>
Наверное, если рев-ция нацелиться не на конкретных "монархов", а на всеобщий "обмен".

PS:
Ты вообще заметил что из моей теории получаеться что:
"обмен" = эксплуатация.
"справедливость" - выдумка, не имеющая реальной основы, возникшая благодаря "обмену"
"Власть" - развилась благодаря необходимости "справедливого обмена"
То есть для гарантированного уничтожения Власти необходимо отменить Обмен (по крайней мере его силовую поддержку).

И если заметил то согласен или нет.

Умали
25.12.2008, 16:12
Может быть я "немного" опоздал к банкету... хочеться надеяться что не слишком:)
Вы глубоко копнули, что тут скажешь в принципе я с вами согласен, хотя надо ещё поразмыслить всё же над этим подробнее, логика имеет свойство из-за одной даже малюсенькой детали резко менять своё направление вплоть до того что на противоположное.
Сам только недавно узнал что анархизм это не беспредел, а та идея которая у меня в голове крутилась, то бишь я оказывается анархист.
Абсолютно согласен с вами о том что "Анархизм был есть и будет всегда: борьбой людей против отношения к ним как к инструментам", "Я Человек а не инструмент! И другие люди для меня свободные люди, а не средство - поэтому я Анархист.". И считаю что САМОсознание первично. И без САМОсознания ничего не будет. Человека нельзя заставить ничего сделать если он сам этого не захочет(сам или под действием принуждения). Вы не можете заставить человека даже руки поднять если он сам этого не пожелает (а уж как пожежелает под действием принуждения ли или иначе как, это уже несколько иной вопрос). Человека можно насильно умертвить но насильно заставить жить невозможно. Просто многие люди об этом забывают.
А свобода это возможность самостоятельно и сознательно без принуждения принимать и осуществлять свои решения, действия, с сознательным принятием всей ответственности за эти решения и действия.
Обмен это механизм взаимодействия между людьми. Если мы от него отказываемся, то взамен нам нужен иной механизм взаимодействия. Вопрос в том какой? Сотрудничество как вариант... но... даже представляя общество людей подобных себе, с моим нынешним уровнем самосознания и развития, мне пока трудно себе представить, как этот механизм будет действовать в глобальном масштабе. Есть ещё вариант не отказываться от обмена, а каким-то образом модифицировать обмен. Но уж очень я подозреваю что вся история борьбы человечества сводится к попытке создать механизм справедливого обмена. Если не ошибаюсь сам Маркс в своём капитале сломал зубы пытаясь выяснить что же такое справедливая цена (тот же ваш "справедливый обмен").
В принципе ваша теория власти мне не кажется чем-то неверным. Вы пожалуйста уважаемый поясните мне своё видение альтернативы обмену, как с этим самым обменом быть.
P.S. В отдельно взятой ситуации я себе сотрудничество и механизм его действия представляю(сотрудничество ваших "кораблестроителей"). Но вот представить много более сложную, систему взаимоотношений основанную исключительно на сотрудничестве вместо обмена пока не могу.:confused: