PDA

Просмотр полной версии : Анархо-мистики 20-30-х годов


ВолчарА
21.03.2014, 00:58
Я знал что они существуют! Анархо-мистики...
Правда, если оставить шутки, мне действительно чрезвычайно интересно чем занимались в 20-30-х годах эти на самом деле не глупые (судя по биографиям) люди.

Дубовик
21.03.2014, 10:16
Анархо-мистики...
мне действительно чрезвычайно интересно чем занимались в 20-30-х годах эти на самом деле не глупые (судя по биографиям) люди.
Следственные материалы по делам анархо-мистиков опубликованы. Многие из них дали весьма откровенные показания (в результате чего часть из них получила мягкие приговоры, а часть вообще не была осуждена). Поэтому чем занимались анархо-мистики - вполне известно. Они рассказывали другу другу "орденские легеды" непонятного происхождения (судя по всему, придуманные Карелиным или переделанные им из западноевропейской масонской мифологии) и проводили "мистерии", т.е. разыгрывали театрализованные сценки, переодевшись в экзотические костюмы. Плюс читали мистическую литературу разного толка. Ничего похожего на "практическую магию" там и близко не было.

ВолчарА
23.03.2014, 02:00
Следственные материалы по делам анархо-мистиков опубликованы. Многие из них дали весьма откровенные показания (в результате чего часть из них получила мягкие приговоры, а часть вообще не была осуждена). Поэтому чем занимались анархо-мистики - вполне известно. Они рассказывали другу другу "орденские легеды" непонятного происхождения (судя по всему, придуманные Карелиным или переделанные им из западноевропейской масонской мифологии) и проводили "мистерии", т.е. разыгрывали театрализованные сценки, переодевшись в экзотические костюмы. Плюс читали мистическую литературу разного толка. Ничего похожего на "практическую магию" там и близко не было.

В материалах дела говорится о некоторых "магических явлениях". В годы тотальной борьбы с религией вполне вероятно эта тема не разжовывалась следствием, так как верить в оккультизм было не модно, а может даже и опасно.

Если практической составляющей в мистицизме не было, придется констатировать, что анархическое движение в 30-х подмяли под себя лоховатые сектанты и экзальтированные интеллигенты, склонные к эпатажу.

Дубовик
23.03.2014, 09:32
В материалах дела говорится о некоторых "магических явлениях". В годы тотальной борьбы с религией вполне вероятно эта тема не разжовывалась следствием, так как верить в оккультизм было не модно, а может даже и опасно.
Под "магическими явлениями" вполне могла пониматься медитация, например.
Материалы следствия по делу "Ордена российских тамплиеров" (т.е. анархо-мистиков) я читал 10 лет назад, когда вышел трехтомник. Может, чего-то уже не понмю точно, но мне кажется, ни в одном из показаний ничего не говорилось о "магических явлениях", практиках и т.п. Орден Карелина-Солоновочиа был парамасонской организацией, а про масонов никто не скажет, что они занимаются "практической магией".
Но вот была другая парамасонская ложа "Эмеш Редививус", где состояли (гуглить не надо, о них есть статьи в Википедии) А.Л. Чижевский, А.А. Кулябко, С.Н. Дурылин и такой малоизвестный анархо-мистик Евгений Тегер. Они как раз занимались опытами по телепатии, воскрешению умерших, регенерации. В их следственном деле про эти опыты говорится. Так что "не модно и опасно" тут ни при чем.

Если практической составляющей в мистицизме не было, придется констатировать, что анархическое движение в 30-х подмяли под себя лоховатые сектанты и экзальтированные интеллигенты, склонные к эпатажу.
У вас неверное представление об анархическом движении после середины 1920-х. Хотя признаю, что работы покойного Никитина на эту тему создают именно такое представление (проблема Никитина была в том, что он почти не знал и, видимо, очень мало интересовался не относящимся к мистикам анархическим формированиям). Анархо-мистики были небольшой группой, к тому же с марта 1928 изолированной и бойкотировавшейся другими анархистами. Кроме самих Карелина и Солоновича там практически не было сколько-нибудь видных деятелей российского анархизма. Причем от анархо-мистиков к "нормальным" анархистам постоянно переходили активисты. "Подмять" удалось только Анархическую секцию Кропоткинского комитета, и то - с очевидной помощью властей.

ВолчарА
23.03.2014, 11:16
У вас неверное представление об анархическом движении после середины 1920-х. Хотя признаю, что работы покойного Никитина на эту тему создают именно такое представление (проблема Никитина была в том, что он почти не знал и, видимо, очень мало интересовался не относящимся к мистикам анархическим формированиям). Анархо-мистики были небольшой группой, к тому же с марта 1928 изолированной и бойкотировавшейся другими анархистами. Кроме самих Карелина и Солоновича там практически не было сколько-нибудь видных деятелей российского анархизма. Причем от анархо-мистиков к "нормальным" анархистам постоянно переходили активисты. "Подмять" удалось только Анархическую секцию Кропоткинского комитета, и то - с очевидной помощью властей.

Может и так, но все "остатки" выживших и не эмигрировавших анархистов к концу 1920-х собрались вокруг Кропоткинского музея, по-крайней мере в Москве. А там судя по всему заправляли мистики. Возможно что-то изменилось с приездом Аршинова, но я этот момент еще не изучал.

Vislavу
Фашистенок спивается)) это хорошо!

Дубовик
23.03.2014, 15:19
Может и так, но все "остатки" выживших и не эмигрировавших анархистов к концу 1920-х собрались вокруг Кропоткинского музея, по-крайней мере в Москве.
Да кто вам это сказал? В конце 1920-х Кропоткинский музей и издательство "Голос труда" оставались последними легальными структурами анархистов в СССР, это да. Но это вовсе не означает, что кроме легального музея боьше ничего не имелось. В это же время в Москве существовали минимум две активных группы. Одна состояла преимущественно из "стариков" во главе с Рогдаевым, Худолеем, Бармашем, Боровым, Чимбаревым и т.д. Другая называлась "Союз рабочих анархистов" с лидерами Пастуховым, Скитальцем и Кожуховым, имела развитую сеть в разных городах вплоть до Урала, через черноморских моряков поддерживала связи с эмиграцией. Плюс "Черный крест". А за пределеами Москвы Солонович и его окружение вообще не котировались. Загляните хотя бы в "Собственноручные показания Белаша", опубликованные на этом сайте, - для украинских анархистов подполья, такое впечатление, вообще никакого Кропоткинского музея не существует.

Возможно что-то изменилось с приездом Аршинова, но я этот момент еще не изучал.
Когда приехал Аршинов, во-первых, в Москве уже ничего не оставалось, вся деятельность окончательно переместилась в ссылку, на Север, в Сибирь и Казахстан. Во-вторых, остается более чем сомнительным то, что Аршинов пытался по приезде в СССР вести хоть какую-то анархическую деятельность.

Сергей Шведов
04.04.2014, 00:10
Выведено в отдельную тему

Martin
13.04.2014, 20:58
Насколько я знаю про Карелина,главная его идея состояла в том,что без изменения сознания человека,его внутреннего мира анархия неосуществима.
Вот он и заимствовал у масонов некие легенды,ввёл для антуража церемонии и ритуалы,чтобы с их помощью повлиять на сознание и внутренний мир неофитов.При этом он допускал,что с наступлением анархии от всего этого можно отказаться.
Идея что во многом сознание определяет бытие на мой взгляд верна,но нельзя же было людям сознательно миновать головы всяким мистическим антуражем(пусть и во имя высших целей...)
Но это то что я о них знаю,и источник информации мог быть неверным,что и неудивительно,по прошествии стольких лет)))
Читал их немного и в инете,они даже эволюционировали,считают Яхве злым божеством и проч.,я в их метафизику не вникал...

Шаркан
14.04.2014, 23:18
без изменения сознания человека,его внутреннего мира анархия неосуществимаосталось выяснить что первично: бытие или сознание...
церемонии и ритуалы,чтобы с их помощью повлиять на сознание и внутренний мир неофитовкакая разница что есть во "внутреннем мире", коли его носители продолжают вести себя во "внешнем" согласно его же "правилам игры"?

Martin
15.04.2014, 00:20
Бытие конечно первично,НО:
Сознание может влиять и качественно изменять бытие.
Возьмём один из масонских символов,звезду Давида.
Там два треугольника проникают друг в друга образуя шестиконечную звезду.
И в жизни с одной стороны бытие,жизнь влияет на человеческое сознание,а с другой стороны человеческое сознание влияет на бытие.

И внутренний мир человека напрямую влияет на его поступки.
Так христиане мирились с рабством,считая это угодным богу,но нашлись люди с другим внутренним миром и рушили церкви.
И как это,,,общие правила игры?"
Вот для большинства главная ценность-это жизнь,,,согласно общим правилам игры".
Но находятся же шахиды которые с радостью лишат себя жизни, прихватив с собой кучу человек,и всё потому что их сознание и внутренний мир отличаются от общепринятых.

Дубовик
15.04.2014, 13:15
Насколько я знаю про Карелина,главная его идея состояла в том,что без изменения сознания человека,его внутреннего мира анархия неосуществима.
Карелин мог искренне так считать.
Другие считали по другому. Что надо менять условия, в которых живут люди. Менять условия, которые формируют человеческое сознание, личность. Тогда сознание и личность прийдут в соответствие с анархическим строем.
Практика карелинских анархо-мистиков с одной стороны, и классических анархических движений с другой стороны, показала, что уничтожить-то можно и тех и дрйгих, но классический путь, вроде бы, дает лучшие результаты.

Вот он и заимствовал у масонов некие легенды,ввёл для антуража церемонии и ритуалы,чтобы с их помощью повлиять на сознание и внутренний мир неофитов.
Если даже согласиться с исходным пунктом рассуждений Карелина, остается совершенно непонятно, почему для изменения внутреннего мира человека на анархических принципах нужно использовать средневековые и этатистские концепции (тамплиерство, масонство, религия), которые способствуют укреплению правящей элиты, но, вроде бы, никоим образом не могут вести к желаемой анархии.
Может быть, анархия для него не являлась никакой целью?
Кстати, очень характерное объяснение причин своего выхода из карелинского "Ордена тамплиеров" дал один из его сооснователей, А.С. Пастухов: "большинство его (мистического анархизма. - А.Д.) сторонников, за исключением Карелина и Солоновича, в действительности враги анархизма и вообще рабочей революции (…) им лучше какие-то формы теократии».
Персональный состав "Ордена тамплиеров" отчасти подтверждает правоту Пастухова - там действительбно имелись отдельные более чем странные для анархизма персонажи. Люди, не скрывавшие своего монархизма (!), один из соавторов провокационных "Протоколов сионских мудрецов" и т.п.

они даже эволюционировали,считают Яхве злым божеством и проч.,я в их метафизику не вникал...
Обычная разновидность гностического христианства. Добрый бог создал людей как нематериальные (= свободные) души, непосредственно с ним связанные. А злой противник бога поймал их и заключил в материальный мир, где они вынуждены страдать и находятся под его властью. Злой бог = Яхве-Саваоф Ветхого Завета. Но потом добрый бог организовал возможность для спасения людей через доброго Иисуса, передавшего людям тайное знание (гнозис), с помощью которого можно освободиться от Яхве и его материи.
Отличие мировоззрения анархо-мистиков от других разновидностей гностицизма - в имени злого первоначала (Иальдобаоф) и в том, что все правители мира рассматриваются как его прямые, непосредственные агенты.

Шаркан
15.04.2014, 14:39
Сознание может влиять и качественно изменять бытиеда, может - путем инициирования сопротивления нежелаемой системе (общественных отношений), путем самоорганизации людей с переходом на самоуправление.
Т.е. меняя характеристики общественного бытия.
Но НИКАК не заклинаниями и колдовством.

толку от примирения с тем, что противоречит убеждениям?!

"правила игры" - конкуренция, неравенство, йерархия и т.п. НЕважно сколько людей "в себе" против, если они тем не менее "мирятся" и ПоСТУПАЮТ по "правилам".