PDA

Просмотр полной версии : Махно и Джефферсон


Socrates
28.01.2012, 05:00
Махно и Джефферсон

Когда приходится говорить о Махно с людьми, не выросшими с советской (российской, украинской) исторической мифологией, то у них часто возникает интересный вопрос. Кто из исторических личностей больше всего похож на него? Или с кем он сам больше ассоциируется?
Многим приходит на ум Че Гевара. Приходится убеждать их, что если приглядеться без романтики, то кроме революционной фотогеничности, которая пришлась очень кстати в волосатые-бородатые 1960-е, и хронической неспособности долго сидеть на одном месте, особых идей и достижений за ним не водится.
Тогда вспоминают Панчо Вийя. Уже ближе, но по аналогии с Махно, Вийя – это скорее атаман Григорьев. В мексиканской революции с Махно соотносится Эмилиано Запата, с его крепкой крестьянской армией индейцев с Юга Мексики, менее экзальтированных и гораздо более дисциплинированных, чем группа Вийи.
Потом начинается полный разброс. Припоминают и неудачливого средневекового шотландского националиста Брюса Уоллеса, некоторые добираются аж до 300 спартанцев, эсесовцев античности. В общем, какое кино люди смотрят, то им на ум и приходит.
В конце концов, неизбежно, спрашивают и меня. И тут я стал чесать репу. А когда перестал, то оказалось, что, как ни странно, больше всего Махно похож на Томаса Джефферсона.
Я не знаю, был ли Махно знаком с одним из отцов американской революции, но если сравнить практические усилия махновцев в устройстве общества без государственного засилья, и дела и мысли Джефферсона, то создается впечатление, что американец не был бы чужим в Гуляй-Поле. Я не говорю о военной стороне махновского движения с необходимостью дисциплины и структурного подчинения, а именно о практике построения вольного общества.
Джефферсон жил до эпохи капитализма, и как Махно относился с недоверием к городской буржуазии, считая независимого крестьянина единоличника образцом гражданской добродетели, и опасался сильного центрального правительства и большой постоянной армии, как угрозу свободе.
«Правительство достаточно большое, чтобы дать всё, что ты хочешь, также достаточно сильно, чтобы отобрать всё, что у тебя есть».
Когда Джефферсон говорит о «правительстве», он имеет в виду то, что мы зовем «государство». Вопрос семантики и истории. В западных языках используется понятие state, etate, и так далее, что, в принципе, значит состояние. Например, состояние невесомости или state of weightlessness. В принципе, может быть и анархическое состояние общества, а вот такого государства не может быть по определению.
Я не нашел знаменитые принципы Джефферсона в переводе на русский язык. Поэтому ниже предлагаю мой перевод, для поддержания моего же тезиса, что ближайшей исторической фигурой к Махно является Джефферсон. Ведь, несмотря на все заявления Махно о том, что он анархист-коммунист, практика махновского движения по сути либертарная, или по определению большевиков, мелкобуржуазная, основанная на принципе laissez-faire– сам живи и другим дай.

Принципы Джефферсона

· Основная политическая ценность (Америки) - представительная демократия; гражданским долгом является поддержка местного штата ( в противовес слабому федеральному правительству Америки того времени) и противостояние коррупции, особенно монархизму и аристократии.
· Независимый крестьянин-единоличник (yeoman farmer) лучше всего воплощает гражданское достоинство и независимость от развращающих влияний города; политика правительства обязана служить его интересам. Финансисты, банкиры и промышленники превращают города в помойки коррупции, и от них желательно держаться подальше.
· Долгом американцев (подразумевается всякий свободный народ, просто писалось для Америки) должно быть распространение по миру того, что Джефферсон называет «Империей Свободы», но необходимо избегать «альянсов (союзов) в которых можно увязнуть».
· Национальное правительство – необходимое зло, которое приходится учреждать для общей выгоды, защиты, и безопасности людей, нации или общества; за ним необходимо строго присматривать и ограничивать его власть.
· Необходима стена, разделяющая церковь и государство – это наилучший способ для того, чтобы религия оставалась свободной от вмешательств федерального правительства, а правительство свободным от религиозных споров, и религия свободной от коррупции исходящей от правительства.
· Федеральное правительство обязано не ущемлять индивидуальные права. (Билл о правах был центральной темой).
· Федеральное правительство обязано не ущемлять права отдельных штатов (областей, краёв)
· Свобода слова и прессы являются наилучшим средством предотвращения тирании правительства над своим народом.
· Постоянные, регулярные армия и флот опасны для свободы и желательно избегать их применения; предпочтительнее использовать экономическое давление, например, эмбарго.
· Конституция США была написана, чтобы обеспечить свободу народу. Её создание было проведено самым серьёзным образом. Тем не менее, «никакое общество не в состоянии создать неизменную конституцию или просто вечный закон. Земля (то есть право менять законы) принадлежит живущему на ней поколению»
· Все люди имеют право быть информированными, и таким образом, иметь возможность участвовать в делах правительства. (Джефферсон считал, что быть необразованным и при этом свободным невозможно)
· Защита и расширение свободы для людей были одной из главных целей последователей Джефферсона. Они также преобразовали системы образования в соответствующих штатах. Они полагали, что граждане имели право и должны быть образованы независимо от их обстоятельств или социального положения.

Мне кажется, что Нестор Махно скорее бы согласился с Томасом Джефферсоном, чем Че Геварой или Панчо Вийей.

Видист
28.01.2012, 06:33
Socrates,
Согласен, а с принципом: "laissez-faire– сам живи и другим дай", солидарен!
Билль о правах, это, на мой взгляд, гораздо более "этический кодекс", нежели "политическая декларация".

Socrates
28.01.2012, 07:00
Socrates,
Согласен, а с принципом: "laissez-faire– сам живи и другим дай", солидарен!
Билль о правах, это, на мой взгляд, гораздо более "этический кодекс", нежели "политическая декларация".
Вопрос здесь – был бы с ним согласен Махно?
"этический кодекс" относиться к личной морали.
На "политической декларации" основываются общественные отношения.

Видист
28.01.2012, 07:16
Socrates,
Вопрос здесь – был бы с ним согласен Махно?
Я же написал, что с Вашим мнением согласен по поводу Махно, к сожалению лично к него, не узнать!
"этический кодекс" относиться к личной морали.
Прошу прощения, на мой взгляд нет такого понятия "личная мораль", в обществе, она может быть, только общественной. Всё, что можно отнести к "личной морали", чаще социопатия.
На "политической декларации" основываются общественные отношения.
Общественные отношения, на мой взгляд, должны основываться на общественной морали, сиречь "этических правилах", а вот любая политика, стремиться их нарушить.

Socrates
28.01.2012, 18:56
Прошу прощения, на мой взгляд нет такого понятия "личная мораль", в обществе, она может быть, только общественной. Всё, что можно отнести к "личной морали", чаще социопатия.
В таком случае у вас не может быть личного мнения и взгляда, и вам придётся перестать начинать все посты со слов «на мой взгляд» и «я считаю». ))

Видист
29.01.2012, 05:44
Socrates,
В таком случае у вас не может быть личного мнения и взгляда, и вам придётся перестать начинать все посты со слов «на мой взгляд» и «я считаю». ))
Опять, Вы неправы, личная мораль каждого, должна основываться, на добровольно принятых этических правилах.
Например, мне хочется послать Вас, мягко говоря, нахрен, но личные этические правила, а также правила установленные на сайте, не позволяют этого делать. И это я считаю, гораздо анархичнее, чем аналогичные юридические или моральные запреты.

Socrates
29.01.2012, 19:04
Socrates,
Опять, Вы неправы, личная мораль каждого, должна основываться, на добровольно принятых этических правилах.
Например, мне хочется послать Вас, мягко говоря, нахрен, но личные этические правила, а также правила установленные на сайте, не позволяют этого делать. И это я считаю, гораздо анархичнее, чем аналогичные юридические или моральные запреты.

Продолжайте считать. Удачи вам.